Меню Рубрики

Лфк и физиотерапия при заболеваниях органов дыхания

Методика ЛФК при заболеваниях органов дыхания предусматривает применение как общеразвивающих, так и специальных! упражнений.

Общеразвивающие упражнения улучшают функцию всех органов и систем и оказывают благоприятное воздействие на дыхательный аппарат. В зависимости от состояния органов и степени патологических изменений в них применяются упражнения малой, умеренной и большой интенсивности. Следует помнить, что выполнение непривычных физических упражнений может привести к нарушению ритма дыхания. Выполнение упражнений в быстром темпе может вызвать увеличение частоты дыхания и гипервентиляцию, что неблагоприятно сказывается на самочувствии больных.

Специальные упражнения направлены на: улучшение функции дыхания в покое и при мышечной деятельности; увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы; укрепление дыхатель­ной мускулатуры; растягивание плевральных спаек; очищение дыхательных путей от патологического содержимого (слизи, мокроты, гноя);

При поражении легких довольно часто возникает необходимость в избирательной (локальной) вентиляции определенных участков легкого.

Для улучшения вентиляции верхушек легких целесообразно использовать углубленное дыхание в и.п. сидя на низкой скамейке, при котором ограничивается диафрагмальное дыхание и компенсаторно усиливается «ключичное», или верхнегрудное, дыхание. При таком дыхании расширяется главным образом верхняя часть грудной клетки; это связано с работой мышц, поднимающих вверх плечи, ключицы, лопатки и ребра. При этом грудная клетка вытягивается вверх, но расширяется незначительно – только в верхней части. Поэтому расширение легких при вдохе минимально: только верхние их части заполняются воздухом. Тренировка верхнегрудного типа дыхания выполняется в и. п. сидя на краю стула, откинувшись на спинку (ноги вытянуты). На вдохе грудная клетка поднимается вверх, на выдохе опускается.

Для «реберного», или нижнегрудного, дыхания характерно расширение грудной клетки преимущественно в стороны. В силу этого в дыхании участвуют главным образом срединно расположенные сегменты легких. Тренировать его следует в и.п. сидя на краю стула или стоя (кисти плотно охватывают нижнебоковые отделы грудной клетки, пальцы направлены вперед). На вдохе нижнебоковые отделы грудной клетки расширяются в стороны, на выдохе грудная клетка спадается и возвращается в и.п.; при этом кисти сдавливают ее. Вдох – через нос, выдох – через рот (губы сложены трубочкой).

Вентиляция нижних отделов легких осуществляется с помощью диафрагмального дыхания, которое осуществляется при сокращении диафрагмы и опускании ее вниз, в сторону брюшной полости; при этом грудная клетка расширяется лишь в нижней части, и эти участки вентилируются лучше других. Диафрагмальное дыхание осуществляется в и.п. лежа на спине, ноги согнуты (под колени подложен валик). На вдохе брюшная стенка поднимается вверх; на выдохе живот втягивается, и лежащая на нем рука надавливает на живот. Вдох – через нос, выдох – через рот (губы сложены трубочкой).

Два первых типа дыхания – верхнегрудное («ключичное») и нижнегрудное («реберное») – не физиологичны для организма и могут быть использованы либо для вентиляции слабо вентилируемых уча­стков легкого (после бронхолегочных заболеваний), либо для тренировки полного дыхания.

Дыхательные фазы – вдох и выдох – должны последовательно сменять друг друга без задержки дыхания или с минимальной паузой между ними (обычно с удлинением выдоха). Акцент на удлиненный выдох позволяет уменьшить количество остаточного воздуха и улучшить легочную вентиляцию при пониженной эластичности легочной ткани и при ухудшенной проходимости бронхиального дерева.

Дыхание должно производиться через нос. При этом наряду с очищением и увлажнением вдыхаемого воздуха раздражение рецепторов верхних дыхательных путей рефлекторно приводит к расширению бронхиол и углублению дыхания (А.Н. Крестовников).

В методике занятий ЛФК применяются статические (СДУ) и динамические (ДДУ) дыхательные упражнения. К статическим дыхательным упражнениям относятся упражнения, выполняемые в покое, без движений конечностей и туловища. СДУ направлены на тренировку отдельных фаз дыхательного цикла: продолжительности вдоха и выдоха; пауз на вдохе и на выдохе; уменьшения глубины дыхания; удлинения выдоха, добавочного сопротивления на выдохе, толчкообразного выдоха; ровного, ритмичного дыхания; урежения дыхания. К статическим дыхательным упражнениям относятся и звуковые упражнения: произнесение звуков и звукосочетаний на выдохе способствует удлинению фазы выдоха; произнесение вибрирующих звуков (ммм, ррр и т.п.) и звукосочетаний («брак», «брр», «жук» и т.п.) вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол.

Для тренировки дыхательных мышц, увеличения внутрибронхиального давления и вследствие этого – увеличения просвета бронхов используется добавочное сопротивление (выдох через сжатые губы или зубы, выдох в воду, надувание резиновых игрушек). Скопление мокроты при воспалительных заболеваниях нарушает проходимость бронхов; возникает необходимость освобождения дыхательных путей от патологического секрета. Это достигается с помощью дренажа бронхов в различных положениях тела, способствующих выделению секрета за счет собственной массы (постуральный дренаж). Сочетание постурального дренажа с физическими упражнениями (дренажная гимнастика) весьма эффективно для удаления мокроты из просвета бронхов.

При выполнении динамических дыхательных упражнений дыхание сочетается с различными движениями конечностей и туловища. Цель ДДУ – облегчение или, наоборот, затруднение дыхания при движении. Так, например, поднимание рук вверх и прогибание туловища назад способствуют более полному и глубокому вдоху; повороты и наклоны туловища с одновременным подниманием противоположной руки – растяжению плевральных спаек. ДДУ способствуют формированию навыков рационального согласования дыхания с движениями. Обучение дыхательным упражнениям надо начинать в покое. Навыки ритмичного, ровного дыхания в процессе двигательной деятельности лучше прививать во время ходьбы и бега.

Реабилитация больных с бронхолегочной патологией с помощью средств ЛФК проводится поэтапно.

На стационарном этапе (подострый период заболевания) на занятиях ЛФК в основном используются гимнастические и дыхательные упражнения.

Дальнейший процесс реабилитации осуществляется на санаторном или поликлиническом этапах. Применение средств и форм ЛФК заметно расширяется; наиболее эффективны циклические упражнения.

Показания к назначению ЛФК: подострый период, период выздоровления после острой пневмонии, плеврита, бронхита, межприступный период бронхиальной астмы.

Противопоказания к назначению ЛФК: резко выраженное обострение хронических заболеваний легких; острый период бронхолегочных заболеваний; легочно-сердечная недостаточность III степени; частые приступы удушья.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Методика лечебной физкультуры при бронхиальной астме должна строиться сугубо индивидуально, с учетом функционального состояния сердечно-сосудистой и бронхолегочной системы, возраста больного, тяжести его состояния, частоты приступов и др.

При занятиях лечебной гимнастикой исходные упражнения принимаются лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле, облокотившись на его спинку и расслабившись, что будет способствовать лучшей экскурсии грудной клетки и облегчению выдоха.

Курс лечебной гимнастики в больничных условиях слагается из подготовительного, непродолжительного по времени (в течение 2-3 дней) и тренировочного периодов.

В комплекс упражнений включаются дыхательная гимнастика (обычная и с произношением гласных, согласных и шипящих букв), простейшие гимнастические упражнения и массаж. Тренировка углубления дыхания проводится постепенно, для этого выполняются упражнения в произношении звуков вначале в течение 5-7 с, а затем — 30-40 с.

Специальные дыхательные упражнения должны быть направлены на восстановление ритмичного дыхания, глубокого вдоха и продолжительного выдоха. Простые гимнастические упражнения включают элементы сгибания и разгибания, отведения и приведения, вращения конечностей и туловища, наклоны вперед и в стороны. Все упражнения больной должен повторять по несколько раз в течение всего дня. Также их рекомендуется выполнять и при появлении предвестников приступа астмы. Для этого, как только у больного появятся предвестники приступа, больной должен принять удобное положение: сесть, положить руки на стол или спинку впереди стоящего стула или на бедра; расслабить мышцы спины, плечевого пояса и живота, диафрагмы, ног, что позволит улучшить состояние, облегчить вдох при возникшем приступе удушья за счет увеличения подвижности ребер, уменьшить избыточную вентиляцию легких и улучшить бронхиальную проходимость.

Задачей инструктора по лечебной физической культуре является научить больного поверхностному дыханию, не делая глубоких вдохов, которые раздражают бронхиальные рецепторы и приводят к усугублению и распространению спазма. Выполнив вдох, больной должен научиться задерживать дыхание на 4-5 с на умеренном выдохе, тем самым «успокаивая» рецепторы бронхиального дерева и уменьшая поток патологических импульсов в дыхательном центре. После задержки дыхания по этой же причине больной не должен совершать глубокий вдох, а только поверхностный. В этот период полезно провести массаж грудной клетки, включая межреберья, массаж живота и затылочно-плечевой области. И если эти мероприятия не снимают приступ, следует воспользоваться лекарственными препаратами.

Что касается межприступного периода, то в это время больной должен в совершенстве овладеть дыханием, т. е. дышать поверхностно, постепенно увеличивать время задержки дыхания на умеренном выдохе, для удобства воспользовавшись секундомером. Следует объяснить больному, что во время приступа бронхиальной астмы или усугубления бронхиальной обструкции, интоксикации, анемии, при снижении функции сердечнососудистой системы под влиянием физический и психической нагрузки он может сокращать время задержки дыхания. Но при этом не стоит забывать, что подобная тренировка порой приводит к резкой детренированности дыхательной системы, снижению основных показателей функции внешнего дыхания, а также повышению в покое и даже при небольшой физической нагрузке минутного объема дыхания, другими словами, приводит к гипервентиляции легких и приступу бронхиальной астмы. Уменьшение резервов дыхания при ходьбе, кратковременном беге, психическом напряжении только способствует появлению приступов. Чтобы этого избежать, во время ремиссии больному назначается специальный комплекс физических упражнений, направленных на увеличение жизненной емкости легких, подвижности диафрагмы, грудной клетки, улучшение вентиляции легких и бронхиальной проводимости, а также увеличение силы дыхательной мускулатуры и т. д. Подобная лечебная гимнастика проводится под контролем спирографии, пневмотахометрии, динамической спирометрии.

Когда основные показатели функции внешнего дыхания придут в норму, в занятия можно включить и комплекс общеукрепляющих упражнений, которые бы способствовали тренировке экстракардиальных факторов кровообращения, а также повышению силы мышечных групп спины, ног и рук. После 1-2 выполненных общеукрепляющих упражнений должно следовать упражнение на расслабление.

Критериями, по которым можно оценивать переносимость нагрузки больным, являются частота появление приступа, его продолжительность, число и частота применяемых лекарственных препаратов, артериальное давление, пульс, частота дыхания, время задержки дыхания на умеренном выдохе и вдохе, пробы Генче и Штанге. Если больному удается овладеть методикой, рекомендуемой врачом, в течение первой недели, то в дальнейшем ему легче удается препятствовать возникновению приступа или значительно уменьшить его продолжительность .

Со временем назначается лечебная гимнастика, позволяющая адаптировать аппарат внешнего дыхания к возрастающей физической нагрузке. При этом вначале больному рекомендуется выполнять сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, вращательные движения ног с опорой о стул, повороты туловища, наклоны вперед и отведение назад, наклоны в стороны, приседания. Сначала после каждого, а по мере адаптации к нагрузке после 2-3 выполненных упражнений больной должен научиться максимально расслаблять мышцы спины, шеи, плечевого пояса, живота, грудной клетки, т. е. те, которые были задействованы в ходе выполнения упражнений.

В период ремиссии болезни к вышеописанным тренировкам добавляют упражнения с отягощением, со снарядами и на снарядах, с произношением согласных, гласных и шипящих звуков. Такие занятия будут способствовать улучшению бронхиальной проходимости, удлинению выдоха и тренировке гладкой мускулатуры бронхов.

Выбор лечения и предупреждения приступов бронхиальной астмы является строго индивидуальным. Немедикаментозное лечение может стать методом выбора у больных с лекарственной аллергией, так как не дает побочных эффектов. Вообще, практикой доказано, что чем раньше начата немедикаментозная терапия, тем она эффективнее, поскольку в далеко зашедших случаях спазм бронхов невозможно устранить даже с помощью назначения гормональной терапии.

Примерный комплекс упражнений дыхательной гимнастики с произношением звуков, рекомендованный для нормализации тонуса гладкой мускулатуры бронхов

Для выполнения упражнений потребуется полотенце.

Упражнение 1. Исходное положение — сидя на стуле. Больной выполняет умеренный вдох, а на медленном выдохе сдавливает грудную клетку руками в средних и нижних отделах, при этом произносит звуки «пф», «ррр», «бррох», «бррах», «дррох», «дррах», «бррух». При произношении этих звуков особое внимание уделяется звуку «рр», сначала больной старается его тянуть в течение 5-7 с, а со временем увеличивает его до 25-30 с. Каждое звуковое упражнение сопровождается отдельным выдохом и повторяется по 4-5 раз. Лишь постепенно адаптировавшись, больной увеличивает количество повторений отдельных упражнений до 7-10 раз. Если у больного отделяется мокрота, то ее можно выводить с помощью медленных надавливаний на грудную клетку синхронно с кашлевыми толчками, при этом нужно следить за тем, чтобы каждое покашливание и выведение мокроты не сопровождалось бы шумным вдохом, так как он может привести к спазму мускулатуры бронхов.

Упражнение 2. Исходное положение — сидя на стуле. Вышеописанное упражнение можно выполнять с помощью полотенца, для этого им нужно опоясать грудную клетку, расположив его концы спереди. При выполнении упражнения во время медленного выдоха, затягивая концы полотенца, больной сдавливает грудную клетку и произносит вышеперечисленные звуки. Каждое произношение звуков выполняется по 6-10 раз.

Упражнение 3. Исходное положение — полусидя в постели или на кушетке. Больной выполняет умеренный вдох, сменяющийся медленным выдохом, в ходе которого поочередно подтягивает ноги к брюшной и грудной стенке. Если у больного отходит мокрота, то рекомендуется проводить пружинящие надавливания бедром на стенку синхронно с кашлевыми толчками. После каждого выдоха следует выполнить поверхностный вдох, а затем повторить упражнение сначала.

Подобный комплекс упражнений рекомендуется выполнять не менее 3-4 раз в день, и уже через 1-2 месяц занятий, направленных на укрепление дыхательной мускулатуры, с условием, что состояние больного позволяет, при выполнении физических упражнений можно вводить и отягощение.

Примерный комплекс физических упражнений для больных бронхиальной астмой, находящихся на лечении в стационаре, под наблюдением врача по ЛФК поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера

Для выполнения упражнений потребуются мешок с песком массой 1,5 кг, гантели массой 1,5-2 кг, гимнастическая палка, стул.

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на спине, мешок поместить на область диафрагмы. Больной сначала выполняет умеренный вдох, при этом мешок с песком поднимается вверх за счет оказания на него силы мышц брюшного пресса. Затем больной начинает медленно выдыхать через губы, сложенные трубочкой, а мешок тем временем опускается вниз. Упражнение повторить 4-5 раз, при этом, если больной хорошо переносит глубокий вдох, упражнения можно начинать с него.

Читайте также:  Физиотерапия после операций на грудной клетке

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на боку, разместить мешок с песком на боковой поверхности грудной клетки. Больной выполняет вдох и одновременно поднимает руку вверх, вместе с движениями грудной клетки поднимается и мешок. Задачей больного является «поднять» этот мешок как можно выше. На медленном вдохе грудная клетка спадается, рука возвращается на место, а вместе с ними опускается и мешок. Чтобы сделать выдох более продолжительным и полным, на мешок с песком можно надавливать плечом.

Упражнение 3. Исходное положение — сидя на стуле, руки с гантелями подведены к плечам. Больной выполняет вдох, после чего начинает медленно выдыхать и выполнять круговые движения в плечевых суставах сначала в одну сторону, а затем в другую. в

Упражнение 4. Исходное положение — сидя на стуле, ноги вытянуть вперед и расставить на ширину плеч, в руках гантели. Выполняя умеренный вдох, больной разводит руки в стороны, на медленном выдохе пытается достать гантелью в правой руке носка левой ноги, гантелью в левой руке — носка правой ноги.

Упражнение 5. Исходное положение — то же. Больной сначала выполняет умеренный вдох, а затем на выдохе наклоняет туловище вправо, при этом поднимает левую руку вверх, чтобы усилить наклон. Так же упражнение повторяется и в левую сторону.

Упражнение 6. Исходное положение — сидя на стуле, ноги вытянуты вперед, сведены вместе, руки с гимнастической палкой лежат на коленях. Больной выполняет умеренный вдох и одновременно с ним поднимает руки с палкой вверх над головой. На медленном выдохе он наклоняется вперед, стараясь палкой достать стопы. Во время наклона вперед больной может произносить гласные («ууу» и «иии») и шипящие («шшш» и «ччч») звуки.

Упражнение 7. Исходное положение — сидя на стуле в обычной позе. Больной выполняет умеренный вдох, после которого начинает медленно выдыхать воздух и одновременно совершать элементы ходьбы, оставаясь в сидячем положении, при этом произносить гласные и шипящие звуки, чередуя их.

Упражнение 8. Исходное положение — стоя сзади стула, больной держится обеими руками за его спинку. Сначала больной выполняет умеренный вдох, а затем медленный выдох и одновременно с ним приседает и произносит гласные звуки.

Сначала подобные приседания выполняются всего 3-4 раза, а по мере адаптации количество приседаний можно увеличить до 20 раз.

Упражнение 9. Исходное положение — стоя сбоку у стула, больной держится одной рукой за его спинку. Больной совершает умеренный вдох, а затем на медленном выдохе поочередно совершает маховые движения расслабленной рукой и ногой.

Упражнение 10. Исходное положение — стоя, руки на поясе. Больной поднимается на носки, старается прогнуться как можно глубже и одновременно поднимает руки вверх и делает умеренный вдох, затем медленно выдыхает и опускается на стопы, свободно «роняет» руки и наклоняет туловище и голову, при этом старается максимально расслабиться.

Упражнение 11. Исходное положение — сидя на стуле. Больной делает умеренный вдох, а на медленном выдохе совершает наклоны головой вперед, отведение назад, а после вверх, затем делает опять вдох и на медленном на выдохе — повороты головы в стороны, опять вдох и на медленном выдохе выполняет вращение головы в стороны. Каждый элемент упражнения нужно повторить 3-4 раза.

Упражнение 12. Исходное положение — сидя на стуле. Больной старается расслабить все мышцы, которые были задействованы в ходе выполнения упражнений, при этом закрывает глаза, опускает плечи, наклоняет голову и выравнивает дыхание, которое в момент полного расслабления должно стать спокойным.

Эти упражнения в зависимости от физической подготовки и самочувствия больной может выполнять подряд с паузами для отдыха или выбрать те, которые переносятся лучше. Все упражнения следует повторять 4-5 раз, а со временем можно нагрузку увеличить, повторяя каждое упражнение 7-10 раз.

Ходьба также показана больным бронхиальной астмой, но тренировки должны сопровождаться правильным дыханием. Для этого больной должен стремиться вначале на 1-2 шага делать вдох, а на 3-4 шага — выдох. Освоив такой ритм дыхания, он может постепенно увеличить число шагов на выдохе. При отсутствии противопоказаний подобные тренировки должны проходить ежедневно, а по мере адаптации организма больной может увеличивать расстояние и темп ходьбы с уменьшением числа остановок.

Больному, находящемуся под наблюдением врача по ЛФК поликлиники или врачебно-физкультурного диспансера, рекомендуется не оставлять эти упражнения, а повторять их ежедневно в домашних условиях самостоятельно.

При плеврите назначаются упражнения, увеличивающие подвижность диафрагмы, грудной клетки и легких, а также способствующие активному участию плевры в рассасывании экссудата и обратном развитии еще не прочно сформированных плевральных отложений и содействующие ликвидации участков гиповентиляции, ателектазов и профилактике их появления, создающие условия для нормального газообмена.

Лечебную гимнастику обычно начинают из исходного положения лежа на больном или здоровом боку. Если же экссудат содержится в незначительном количестве, то упражнения можно выполнять в положении полусидя или сидя. Если же экссудат достигает уровня II-III ребра, то исходное положение на здоровом боку не рекомендуется ввиду опасности смещения средостения.

На первом этапе назначаются дыхательные упражнения, которые способствуют растяжению плевры. Если состояние больного является удовлетворительным и имеется положительная реакция сердечнососудистой и дыхательной систем на дополнительную нагрузку, то занятия лечебной гимнастикой можно начинать после стихания острого процесса. При этом в ходе выполнения упражнений больной может ощущать легкую болезненность, чувство натяжения и тяжесть в больной половине грудной клетки, а вот сильной боли быть не должно.

При выполнении дыхательных упражнений нужно следить за тем, чтобы дыхание углублялось одновременно с подъемом руки на больной стороне, так как при этом происходит более полное растяжение плевры, что будет способствовать более быстрому рассасыванию экссудата и расправлению легкого. Когда объем экссудата начнет уменьшаться, больному можно предложить выполнение упражнений с гимнастической палкой, при этом на глубоком вдохе он должен делать небольшой наклон грудной клетки в здоровую сторону до появления легкой болезненности. Это упражнение выполняется через каждые 30-60 мин по 3-4 раза до полного исчезновения экссудата.

В первые 2-4 дня больной средней тяжести должен выполнять дыхательные упражнения 3-4 раза в день в течение 8-10 мин. В последующем, при соответствии нагрузки функциональному состояния организма, продолжительность занятий увеличивают до 12-15 минут.

Когда больного переводят на палатный режим, то назначают физические упражнения, выполняемые из исходного положения сидя и стоя, руки больной поднимает на голову или держит над ней в фазе вдоха. Наклоны туловища на задержанном дыхании в здоровую сторону способствуют лучшему расправлению больного легкого и борьбе с патологическими и физиологическими ателектазами. Наиболее выраженным в нижних отделах легких на стороне поднятой руки дыхание становится, когда больной выполняет наклоны туловища в сторону с фиксацией или подниманием вверх противоположной руки во время вдоха. Все дыхательные упражнения следует выполнять ритмично, постепенно форсируя вдох и выдох.

Для выполнения комплекса упражнений потребуются коврик, стул и гимнастические снаряды: палка, гантели, медицинбол массой 1,5-3 кг.

Упражнение 1. Исходное положение — сидя на полу, больной держит палку перед собой, взявшись за ее концы. Во время глубокого вдоха больной поднимает руку вверх на больной стороне, на выдохе возвращается в исходное положение. На следующем вдохе делает то же самое другой рукой, и так чередует несколько раз.

Упражнение 2. Исходное положение — сидя на стуле, ноги расставлены на ширину плеч, в руках палка. Больной выполняет наклоны туловища поочередно то в одну сторону, то в другую, начиная со здоровой, при этом делает глубокий вдох, вытягивает руку (противоположную стороне наклона) вверх, а другую тем временем поднимает на уровень груди так, чтобы палка располагалась параллельно туловищу, т. е. фактически выполняется поворот палки на 90° по ходу наклона, туловища.

Упражнение 3. Исходное положение — сидя на стуле, в руках гантели. Больной на вдохе выполняет на-. клоны туловища поочередно в разные стороны, при этом поднимая руку с гантелью, противоположную стороне наклона, а другую руку опуская вместе с гантелью вниз, к полу.

Упражнение 4. Исходное положение — стоя, в руках над головой медицинбол. Больной на вдохе выполняет наклоны туловища, держа мяч выпрямленными руками.

По мере улучшения состояния больного ему назначаются простые гимнастические упражнения для верхних и нижних конечностей, туловища. При выполнении этих упражнений он должен следить за тем, чтобы дыхание оставалось ритмичным и глубоким. В дальнейшем больному при хорошей переносимости физической нагрузки во время лечебной гимнастики рекомендуется использование отягощение в виде гимнастической палки, булавы, мяча и иного, а также смешанные висы и упоры. Все упражнения больной должен выполнять в медленном или среднем темпе. В комплекс обязательно должна входить и ходьба, во время которой больной может изменять темп и выполнять дыхательные упражнения.

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на спине, руки вытянуть вдоль туловища. Сделать глубокий вдох, а затем на выдохе кистями рук сдавливать нижние и средние отделы грудной клетки. Упражнение повторить 4-5 раз.

При выполнении упражнения происходит активизация дыхания, способствующая подготовке больного к выполнению специальных дыхательных упражнений. При этом происходит увеличение силы дыхательной мускулатуры на больной стороне.

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на боку, с помещенным на боковую поверхность грудной клетки больной стороны мешка с песком массой 2 кг. Подняв руку вверх, больной должен сделать глубокий вдох, на выдохе — рукой надавить на мешок и грудную клетку. Упражнение повторить 4-5 раз.

Выполнение этого упражнения способствует профилактике образования спаек и шварт, рассасыванию оставшегося экссудата, находящегося в плевродиафрагмальных синусах. В ходе выполнения упражнения происходит растягивание плевры.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на спине с размещенным у подреберья мешком с песком. Подняв руки вверх, больной делает глубокий вдох, при этом старается выпятить живот максимально вперед и поднять мешок. Медленно выдыхая, больной опускает руки и надавливает ими на мешок. Упражнение повторить 4-5 раз.

Выполнение упражнения способствует нормализации легочной вентиляции, восстановлению функции внешнего дыхания, увеличению подвижности грудной клетки.

Упражнение 4. Исходное положение — сидя на стуле, в руках гантели. Больной резко выполняет наклоны туловища сначала в одну сторону, а затем в другую, сразу после глубокого вдоха. Упражнение повторить 4-6 раз.

Выполнение этого упражнения также способствует нормализации легочной вентиляции, увеличению подвижности грудной клетки и восстановлению функции внешнего дыхания.

Упражнение 5. Исходное положение — сидя на стуле, ноги расставить на ширину плеч, в руки взять по гантели. Сначала больной делает глубокий вдох, а затем разводит руки в стороны. На выдохе он старается достать левой рукой носок правой ноги и наоборот. Упражнение повторить 4-6 раз.

Выполнение упражнения способствует улучшению крово- и лимфообращения на больной стороне, ликвидации остаточных явлений воспаления, предупреждению плевродиафрагмальных спаек, увеличению подвижности диафрагмы, восстановлению эластичности плевры.

Упражнение 6. Исходное положение — стоя, в руки взять гимнастическую палку и поднять ее над головой. Больной выполняет наклоны туловища поочередно в разные стороны сразу после глубокого вдоха. При этом в здоровую сторону рекомендуется сделать 2-3 пружинящих наклона, задержав дыхание на вдохе. Упражнение выполняется 5-6 раз.

Выполнение упражнения способствует растяжению плевры, расправлению полностью легкого, является профилактикой гиповентиляции и ателектазов.

Упражнение 7. Исходное положение — стоя спиной к гимнастической стенке и вытянутыми руками, ухватившись за нее. Больной выполняет вис, слегка приподняв ноги после глубокого вдоха, опуская ноги на пол — медленно выдыхает. Упражнение выполняется 3-4 раза.

Упражнение способствует растяжению плевры, укреплению мышц брюшного пресса, а также улучшает осанку и способствует адаптации организма к возрастающим нагрузкам бытового и трудового характера.

Упражнение 8. Исходное положение — стоя здоровым боком к гимнастической стенке. Больной поднимает руки вверх во время вдоха, при этом туловище наклоняет в сторону стенки и обхватывает руками рейки над головой. Те же действия повторяются и в другую сторону. Упражнение повторить 5-6 раз.

Упражнение способствует увеличению подвижности грудной клетки, растяжению плевры, повышению тонуса и силы межреберной мускулатуры.

Упражнение 9. Исходное положение — сидя на гимнастической скамейке, зафиксировать ноги рейку за гимнастической стенки. Больной, выполняя вдох, разводит руки в стороны и отводит туловище назад, насколько это возможно. Возвращаясь в исходное положение, делает выдох. Упражнение повторить 4-5 раз.

При выполнении упражнения происходят растяжение плевры, увеличение подвижности диафрагмы, укрепление мышц брюшного пресса и активизация периферического кровообращения.

Упражнение 10. Исходное положение — стоя, руки опущены вдоль туловища. Больной выполняет ходьбу и одновременно разводит руки в стороны, а на выдохе выполняет легкий наклон расслабленного туловища и рук вперед, затем снова выполняет вдох на 2-3 шага, а на 5-6 шагов — выдох.

В первые дни занятий больному рекомендуется выполнять лишь упражнения № 1, 2, 4, 5, 6, 8, 10. При этом 3-4 раза в день обязательно должен вестись контроль пульса и артериального давления.

Чтобы определить соответствие нагрузки функциональному состоянию организма больного, исследуют пульс, артериальное давление, число дыханий, динамическую спирометрию до занятий, в момент наибольшей нагрузки в ходе выполнения упражнений и после занятий.

Вышеописанный комплекс упражнений следует выполнять не менее 3-4 раз в сутки. Упражнения, способствующие рассасыванию экссудата и растяжению плевры, расправлению легкого и усилению его вентиляции, следует выполнять до 10 раз в день, но при этом следить, чтобы нагрузка не оказалась чрезмерной.

При сухом плеврите лечебная гимнастика направлена на вовлечение в активную деятельность не пораженного легкого, а всего дыхательного аппарата, С этой целью в течение нескольких дней больному рекомендуется выполнять статические дыхательные упражнения, а по мере улучшения самочувствия выполнять дыхательные упражнения с движением верхних конечностей, особенно больной стороны, упражнения для туловища, сидя на гимнастической скамейке.

Читайте также:  Вакансии медсестры по физиотерапии в подмосковье

В ходе выполнения упражнений можно использовать гимнастическую палку или другие снаряды. Время общей нагрузки во время процедуры увеличивается до 15-20 мин.

Когда основные симптомы сухого плеврита у больного исчезнут, объем лечебной физической нагрузки увеличивают: больному рекомендуются ежедневная утренняя гимнастика, прогулки, терренкур, гребля, игры, а в зимнюю ‘безветренную погоду — лыжные прогулки и катание на коньках.

Всем больным, перенесшим плеврит, после выписки из стационара рекомендуется продолжать занятия лечебной гимнастикой, возможно, увеличив дозировку нагрузок, а также проводить закаливающие процедуры.

Мнение о том, что простуда безобидна, — одно из заблуждений человечества. Перенесенное на ногах простудное заболевание чревато последствиями не только

для самого заболевшего, но и для окружающих. К сожалению, на фоне легкой простуды могут развиться такие заболевания, как бронхит и воспаление легких (пневмония), которые занимают одно из ведущих мест по частоте среди всех возрастных групп населения.

У каждого человека в носоглотке обитает множество микробов, в том числе и болезнетворных. Установившийся баланс между организмом хозяина и микроорганизмами не нарушается до тех пор, пока одна из сторон не одержит верх. В случае ослабления защитных сил организма (например, при переохлаждении, переутомлении, истощении и травме) микробы вызывают заболевание, которое в быту именуют простудным. В таких случаях обычно поражаются дыхательные пути, в которых обитают эти микробы и вирусы. Это нос и носоглотка. Но с током воздуха и лимфой микробы проникают в нижние отделы дыхательной системы, где поражают бронхи.

Острый бронхит — диффузное острое воспаление трахеобронхиального дерева. Он нередко начинается на фоне острого ринита и ларингита. Начинается заболевание с сухого кашля, саднения за грудиной и сопровождается чувством разбитости и слабости, затруднением дыхания и одышкой, болью в нижних отделах грудной клетки и брюшной стенке (при более тяжелой форме заболевания). Температура иногда не повышается или повышается незначительно. Самые тяжелые формы бронхита имеют токсико-химическую этиологию. Курение, вдыхание загрязненного дымом, окисью углерода, окисями азота и другими химическими соединениями воздуха, а также частые простудные заболевания провоцируют повторение острого бронхита до 2-3 раз в год. Кашель держится достаточно долго, иногда до 3 месяцев. Усиливается одышка, по ночам мучает потоотделение, появляются недомогание и быстрая утомляемость. Это говорит о том, что бронхит уже хронический.

Восстановление и улучшение бронхиальной проходимости — важный момент лечения бронхитов в периоды обострения и ремиссии. В этих фазах лечения применяют отхаркивающие, муколитические и бронхоспазмолитические препараты. Диета при заболеваниях органов дыхания должна быть высококалорийной и витаминизированной.

В чем же причина опасности? Дело в том, что достаточно большая поверхность легкого очень тесно соприкасается с кровеносными сосудами. Легочная ткань способна пропускать в кровь газы, а это значит, что через нее могут проникать и другие вещества, включая яды, которые вырабатывают микробы. Вот в этой проницаемости и кроется опасность для организма при возникновении очагов воспаления в легких.

Пневмонии, как и бронхиты, подразделяются на острые и хронические. В свою очередь острые пневмонии делятся на крупозные (долевые) и очаговые (дольковые). Хронические же пневмонии больше связаны с поражением интерстициальной ткани легких и только в период обострения распространяются на паренхиму легких.

В возникновении острых пневмоний огромную роль играют вирусы и. бактерии, химические и физические факторы (охлаждение, ожог, радиоактивные излучения).

Хроническая пневмония — это последствия неразрешившейся острой пневмонии. Затяжное течение острых пневмоний связано с иммунологическими нарушениями, которые возникают вследствие повторной вирусной инфекции (тонзиллитов, синуситов и др.), бронхитов.

Очаговые пневмонии — осложнения острых и хронических воспалений верхних дыхательных путей и бронхов у больных с тяжелыми, истощающими организм болезнями или в послеоперационный период.

В период обострений заболеваний (острых и хронических пневмоний) рекомендованы постельный режим, щадящая диета, в которой должно быть ограничено потребление соли, увеличено количество витаминов, особенно А, С. При значительных уменьшениях явлений заболевания и в период выздоровления расширяют режим и назначают лечебную и дыхательную гимнастику.

Дыхательные упражнения и лечебная гимнастика способствуют лучшему отхождению мокроты, улучшению дыхания, вентиляции легких, оказанию помощи в работе сердца и улучшению процессов лимфо- и кровоснабжения легких.

Дыхательные упражнения выполняются с удлиненным выдохом, чтобы почувствовать потребность во вдохе, и с произношением на выдохе согласных и гласных звуков (у-у-хх, бр-р-р-ух, тре-а-а-хх). Руки во время выполнения всех упражнений лежат на грудной клетке и слегка надавливают на нее, как бы делают массаж. В первое время все упражнения выполняются лежа. Если при дыхании есть боль, то дыхательные упражнения делаются лежа на больном боку, чтобы активизировать функцию здорового легкого.

Упражнение 1. Исходное положение— стоя. Ходьба на месте. Время выполнения 30-40 с.

Упражнение 2. Исходное положение — стоя. Руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Руки поднять в стороны и повернуться корпусом в правую сторону — вдох, вернуться в исходное положение — выдох. Повторить в левую сторону. Выполнить 6-8 раз.

Упражнение 3. Исходное положение — стоя. Руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Одна рука скользит по бедру до талии, при этом делать наклон в сторону прямой руки — вдох, вернуться в исходное положение — выдох. То же с другой рукой. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.

Упражнение 4. Исходное положение — стоя. Руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч. Поднять руки вверх через стороны — вдох. Вернуться в исходное положение с наклоном головы вперед и скрещиванием прямых рук перед собой. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 5. Исходное положение — сидя на стуле. Поднять одну ногу на уровне бедра и вытянуть руки перед собой— вдох, вернуться в исходное положение. Повторить 6-9 раз.

Упражнение 6. Исходное положение — сидя на стуле. Ноги на ширине плеч. Нагнуться и достать руками пальцы ног — вдох. Вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 8-10 раз.

Упражнение 7. Исходное положение — стоя. Одна рука на талии, вторая поднята вверх. Наклоны корпусом в стороны. Наклон — вдох. Вернуться в исходное положение — выдох.

Повторить в другую сторону. Выполнить 8 раз.

Упражнение 8. Исходное положение — стоя. Руки согнуть в локтях, кисти рук на плечах. Выполнить круговые движения вперед, затем назад 6-8 раз в одну сторону и столько же — в другую.

Упражнение 9. Исходное положение — стоя у спинки стула. Руки на спинке стула. Отвести правую ногу назад. Прогнуться в спине — вдох. Вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 10. Исходное положение — стоя у спинки стула. Руки на спинке стула. Наклоны головы. Нагнуть голову вперед — вдох. Вернуться в исходное положение — выдох. Затем наклон головы назад. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 11. Исходное положение — сидя на стуле. Согнуть руки в локтях, кисти рук на плечах. Свести локти на груди, при этом нагнув голову вперед, — вдох. Вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 12. Исходное положение — стоя. В руках гимнастическая палка, руки вытянуты вперед. Выполнять приседания в течение 30-40 с. Дыхание свободное.

Упражнение 13. Исходное положение — лежа на полу. Руки вдоль туловища. Делать махи ногами. Мах правой ногой — вдох, вернувшись в исходное положение — выдох. Повторить то же левой ногой. Выполнить 8-10 раз каждой ногой.

Упражнение 14. Исходное положение — лежа на боку. Мах ногой, руку поднять к голове — вдох. Вернуться в исходное положение — выдох. Повторить 6 раз. Перевернуться на другой бок. Повторить упражнение.

Упражнение 15. Исходное положение — сидя на полу. Наклониться вперед, достать выпрямленными руками пальцы ног — вдох, вернуться в исходное положение — выдох.

Упражнение 16. Ходьба на месте.

К сожалению, многие из нас забыли, что такое закаливание. А ведь закаленный человек гораздо легче переносит перегревания и не заболевает при переохлаждении. Такие люди устойчивы к болезням, поскольку у них улучшаются процессы нейрогуморальной регуляции, развивается быстрая ответная реакция на охлаждение или перегревание, вырабатываются общая защитная реакция организма на изменение температуры, улучшается иммунитет. Они обладают хорошей нервной системой, повышенной работоспособностью. Поэтому не следует забывать о необходимости заниматься спортом — не для достижений олимпийских высот, а для себя, для своего организма.

источник

Физиотерапия при заболеваниях органов дыхания назначается в зависимости от

2. выраженности основных клинических синдромов.

1. купирование и ускорение разрешения вос палительного процесса,

2. восстановление проходимости бронхов,

3. устранение бронхоспазма,

4. стимуляция механизмов мукоцилиарного транспорта,

5. восстановление компенсаторных возможностей бронхолегочной системы,

6. повышение толерантности к физической нагрузке и неспецифического иммунитета,

7. предотвращение обострений и достижение максимально длительной ремиссии, предотврашение развития необратимых изменений в легких и прогрессирования заболевания.

Противопоказания к назначению

1. острые гнойные воспалительные заболевания легких,

3. тромбоэмболия легочной артерии,

4. спонтанный пневмоторакс,

5. тяжелая форма бронхиальной астмы,

6. легочно-ссрдечная недостаточность II—ТТІ степени,

7. а также общие противопоказания к назначению физических методов лечения.

С целью противовоспалительной терапии применяется

1. УФО области грудной клетки в эритемных возрастающих дозах (2-6 биодоз).

Противовоспалительный механизм действия данного фактора связан с повышением клеточного иммунитета и стабилизацией фагоцитарной мембраны.

2. Эффективны также применение токов УВЧ и дециметроволновой терапии (ДМВ), для которых характерно более глубокое проникновение в ткани (до 13 см).

Воздействие осуществляется на грудную клетку и область корней легких, при вялом затяжном течении процесса возможно воздействие на область проекции надпочечников с целью стимуляции их деятельности.

3. у пациентов с сопутствующими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ослабленных и пожилых больных в качестве противовоспалительной терапии наиболее целесообразно применение низкочастотного переменного и вращающегося импульсного магнитных полей;

курс лечения — 10-12 процедур.

4. При вялотекущем воспалительном процессе предпочтительно использование лекарственного электрофореза;

выбор лекарственного вещества определяется его фармакологическими свойствами и особенностями клинического течения заболевания.

Механизм лечебного действия обусловлен

эффектами гальванического тока.

5. Муколитические методы — использование ингаляции различных мукoлитичecкиx препаратов:

5. других, способствующих разжижению мокроты и улучшению ее эвакуации из дыхательных путей.

Курс лечения —5—7 ингаляций.

6. При присоединении бронхоспазма применяют бронхолитические методы — с целью увеличения бронхиальной проходимости используются небулайзерные ингаляции различных бронхолитиков (холиноли тиков, адреномиметиков, симпатомиметиков, антагонистов кальция и др.).

37.2.18 Оценка эффективности восстановительного лечения больных с заболеваниями органов дыхания

Для определения функциональных возможностей респираторной системы и дыхательной мускулатуры, а также выявления нарушений легочной вентиляции и оценки эффективности восстановительного лечения проводится исследование ФВД.

К наиболее простым методам относятся

1. функциональные пробы с максимальной задержкой дыхания, которые применяют для определения устойчивости организма к гипоксии, выявления скрытой дыхательной и сердечно-сосудистой недостаточности;

2. проба Штанге — заключается в регистрации продолжительности задержки дыхания после максимального вдоха; норма — 40-60 с; у спортсменов — 90—120 с;

3. проба Генчи — определение продолжительности задержки дыхания после максимального выдоха; норма — 20—40 с.; у спортсменов — 40—60 с

Наиболее точно определить ФВД позволяют инструментальные методы исследования.

1. Статическая спирометрия оценивает показатели легочной вентиляции (легочные объемы).

Наиболее важные из них: ЖЕЛ — максимальный объем воздуха, выдыхаемого после самого глубокого вдоха; средняя величина ЖЕЛ составляет 3700 мл, под влиянием тренировки она может увеличиваться до 6000—7000 мл; у мужчин ЖЕЛ равна 3500— 4500 мл, у женщин — на 25% меньше; дыхательный объем объем воздуха, вдыхаемый и вьщыхаемый при нормальном дыхании; составляет около 15% ЖЕЛ, в среднем равен 500 мл (от 300 до 900 мл); резервный объем выдоха — объем воздуха, который возможно выдохнуть, если после завершения нормального выдоха сделать максимальный выдох; равен 1500—2000 мл и состаатяет 25—30% ЖЕЛ; резервный объем вдоха — объем воздуха, который можно вдохнуть, если после обычного вдоха сделать максимальный вдох, равен 1600—2100 мл и составляет около 40% ЖЕЛ; остаточный объем — объем воздуха, остающегося в легких после максимального выдоха, примерно равен 100—150 мл.

2. Динамическая спирометрия оценивает скоростные показатели дыхания и изменения легочных объемов в единицу времени, включает измерение

▪ максимальной объемной скорости (МОС) вдоха и выдоха,

объема форсированного выдоха за 1-ю секунду (ОФВ,),

▪ форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ) — объема воздуха, вьщыхаемого при максимально быстром выдохе после максимально глубокого вдоха, и ряд других показателей.

3. Отношение ОФВ, к ФЖЕЛ, выраженное в процентах, называется индексом Тиффно: диапазон его колебаний — от 63 до 98% (норма — 81%)

.Признаками бронхообструктивного синдрома являются:

1. замедление форсированного выдоха вследствие увеличения сопротивления,

2. снижение показателей ФЖЕЛ, ОФВ,, МОС, индекса Тиффно,

3. при этом ЖЕЛ долгое время остается неизмененной.

Рестриктивный синдром выражается

1. в уменьшении абсолютной величины ЖЕЛ при нормальной скорости ОФВ,,

2. увеличении индекса Тиффно,

3. показатели МОС остаются неизмененными.

37.2.18.1 Количественной характеристикой легочной вентиляции служит миннутный объем дыхания (МОД) — объем воздуха, проходящего через легкие за 1 мин.

МОД определяется по спирограмме как произведение частоты дыхания (ЧД) и дыхательного объема (ДО):МОД = ЧД X ДО.

ЧД в покое может составлять от 8 до 20 в минуту (средняя ЧД — 16 в минуту).

ДО варьирует у разных людей в диапазоне 300—900 мл (в среднем — 500 мл).

Следовательно, один и тот же показатель МОД может быть достигнут при глубоком и редком или при поверхностном, но частом дыхании.

Частое и поверхностное дыхание неблаго приятно для поступления воздуха в альвеолы, так как повышается неэластическое сопротивление, а значит, и работа дыхания. Поэтому при росте МОД энергетически более выгодно увеличение ДО, чем ЧД.

В процессе регуляции дыхания складывается оптимальное сооткношение между ДО и ЧД.

Человек способен произвольно управлять глубиной и частотой дыхания.

Например, тренированные спортсмены вырабатывают относительно глубокое и редкое дыхание. На произквольном управлении дьіханием основаны также различные методики дыхательной гимнастики.

Читайте также:  Физиотерапия при лечении гигромы

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 4721 | Нарушение авторских прав

источник

Для каждого пациента подбираются строго индивидуально те средства, формы и методы ЛФК, которые помогут достижению лечебного эффекта. ЛФК назначают при отсутствии противопоказаний как можно раньше, так как она является не только методом патогенетической терапии, но и средством профилактики синдрома гиподинамии, развивающегося при соблюдении постельного режима.

Методику ЛГ при заболеваниях легких дифференцируют в соответствии с патогенезом, клинической картиной, особенностями и характером течения заболевания, преобладанием определенных симптомов и синдромов заболевания, тяжестью состояния больного.

В занятиях ЛФК при патологии органов дыхания применяются:
1) общетонизирующие упражнения, которые улучшают функцию всех органов и систем, активизируют дыхание (для стимуляции ФВД используются упражнения умеренной и большой интенсивности; упражнения малой интенсивности не оказывают тренирующего эффекта на сердечно-сосудистую и дыхательную системы);

2) специальные (дыхательные) упражнения, которые укрепляют дыхательную мускулатуру, увеличивают подвижность грудной клетки и диафрагмы; способствуют растягиванию плевральных спаек; уменьшают застойные явления в респираторной системе, облегчают выведение мокроты, совершенствуют механизм дыхания, координацию дыхания и движения;

3) различные методики дыхательной гимнастики, направленные на коррекцию преобладающего патологического процесса; головы вперед, сведением плеч, опусканием рук, сгибанием туловища, поднятием ног вперед.

Дыхательными упражнениями можно произвольно изменять частоту дыхания. Чаще применяют упражнения в произвольном замедлении частоты дыхания (в этом случае рекомендуется считать про себя): упражнение уменьшает скорость движения воздуха и снижает сопротивление его прохождению через дыхательные пути. Учащение дыхания увеличивает скорость движения воздуха, при этом возрастают сопротивление и напряжение дыхательных мышц. При необходимости усиления вдоха или выдоха во время дыхательных упражнений произвольно меняют соотношение времени вдоха и выдоха. Для обеспечения полноценной вентиляции легких при обучении методике дыхания нужно освоить все типы дыхания (верхнегрудное, нижнегрудное и диафрагмальное).

Обучение полному дыханию и его сознательному регулированию начинается со статических упражнений; используют упражнения в ритмическом статическом дыхании, что приводит к урежению дыхательных движений за счет их углубления, при этом увеличивается сила дыхательных мышц и тонизируется межреберная мускулатура. Дыхание с добавочным сопротивлением (вдох через губы, сложенные трубочкой, через трубочку, надувание резиновых игрушек) уменьшает частоту и увеличивает глубину дыхания, активизирует работу дыхательных мышц. Дышать рекомендуется через нос, гак как при этом происходит увлажнение и очищение вдыхаемого воздуха; раздражение рецепторов верхних дыхательных путей рефлекторно расширяет бронхиолы, углубляет дыхание и повышает насыщение крови кислородом.

При необходимости щадить пораженное легкое применяют исходные положения, ограничивающие подвижность грудной клетки с пораженной стороны (лежа на больном боку). Использование отягощения в виде мешочков с песком при выполнении дыхательных упражнений способствует укреплению мышц брюшного пресса, межреберных мышц и увеличению подвижности диафрагмы. Для дозирования физической нагрузки используют изменение исходного положения, темпа, амплитуды, степени мышечного напряжения, числа и продолжительности выполняемых упражнений, пауз для отдыха, включают упражнения на расслабление.

Эффективность средств ЛФК непосредственно связана с этапностью проведения восстановительного лечения — в стационаре, реабилитационном центре, санатории, поликлинике.

Стационарный этап восстановительного лечения

Двигательный режим — постельный.

4) с целью расслабления напряженных мышечных групп могут быть использованы аутогенная тренировка, качательные и маховые движения конечностями, методика постизометрической релаксации мышц, физические упражнения на расслабление ассоциативных и сегментарных мышц, лечебный массаж с применением техник миофасциального релиза, сегментарно-рефлекторный массаж, С учетом миофасциальных изменений в мышцах наиболее эффективными физическими упражнениями являются движения с участием сегментарных и ассоциативных мышц.

Выполнение дыхательных упражнений требует соблюдения основных законов дыхания: перед любой физической нагрузкой необходимо удалить из легких остаточный воздух, для чего надо сделать выдох через губы, сложенные трубочкой; вдох в основном (на 80%) осуществляется за счет диафрагмы, при этом мышцы плечевого пояса должны быть расслаблены; выдох по продолжительности должен быть примерно в 2 раза и более длиннее вдоха; вдох осуществляется, когда грудная клетка расправлена, выдох — когда она сдавлена (например, при наклоне).

Выдох обычно производится при расслаблении мышц, участвующих во вдохе, под воздействием силы тяжести грудной клетки, т.е. замедленный выдох происходит при динамической уступающей работе этих мышц. Выведение воздуха из легких обеспечивают эластические силы легочной ткани. Форсированный выдох происходит при сокращении мышц, производящих выдох; усиление выдоха достигается наклоном

Задачи ЛФК: профилактика возможных осложнений заболевания, гиподинамии, застойных явлений в кардиореспираторной системе; восстановление дьгхательного акта с целью поддержания равномерной вентиляции, выработка правильного соотношения дыхательных фаз; развитие ритмичного дыхания с более продолжительным выдохом; увеличение дыхательной экскурсии диафрагмы; повышение насыщения артериальной крови кислородом путем снижения напряжения дыхательной мускулатуры; развитие компенсаторных механизмов, обеспечивающих увеличение вентиляции легких и повышение газообмена путем укрепления дыхательной мускулатуры и увеличения подвижности грудной клетки; улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы; адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке.

Средства ЛФК: физические упражнения, преимущественно динамического характера, вовлекающие мелкие и средние мышечные группы; дыхательные упражнения статического и динамического характера; произвольно управляемое локализованное дыхание; соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений — 1:1, 1:2, 1:3; лечебный массаж; постизометрическая релаксация (ПИР) мышц.

Двигательный режим — палатный.

Задачи ЛФК: нормализация ФВД; улучшение функции кардиореспираторной системы; коррекция возможных осложнений заболевания; компенсация нарушенных функций; адаптация всех систем организма к возрастающей физической нагрузке.

Средства ЛФК: физические упражнения (аналогичные таковым при постельном режиме) с постепенным включением в занятия упражнений для мышц плечевого пояса, конечностей, спины, общеукрепляющего характера и специальных; соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений — 1:1, 1:2; коррекция положением; различные методики дыхательной гимнастики (звуковая гимнастика, респираторная гимнастика, дренажная гимнастика и др.); используются гимнастические предметы и снаряды (палки, мячи, амортизаторы); ПИР мышц; лечебный массаж.

Двигательный режим — свободный.

Задачи ЛФК: восстановление ФВД; завершение формирования компенсации и нормализации нарушенных функций; дальнейшая адаптация кардиореспираторной системы к возрастающей физической нагрузке; подготовка к бытовым и профессиональным нагрузкам.

Средства ЛФК: физические упражнения для всех мышечных групп в сочетании с дыхательными, упражнения с отягощением, в сопротивлении; с гимнастическими снарядами и предметами; соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений — 1:1, 1:2; физические тренировки (велотренировки, на тредмиле); элементы спортивных игр; дозированная ходьба в темпе 60—90 шагов в минуту, прогулки на свежем воздухе в среднем темпе; плавание стилем брасс на груди, способствующее ритмичному и полному дыханию с четко выраженными фазами дыхания; лечебный массаж.

Для полноценной реабилитации больных необходим тренирующий эффект физических нагрузок, достичь которого позволяют нагрузки циклического характера, дающие 60—75% аэробной производительности. Это позволяет добиться существенного улучшения или восстановления нарушенных функций кардиореспираторной системы, повышения ФР больных и устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

При составлении программы физических тренировок необходимо определить степень двигательных возможностей пациента. Наиболее простым и информативным методом ее оценки на основании индивидуальной толерантности к физической является субмаксимальный велоэргометрический тест: начальная нагрузка — 25—50 Вт с ее последующим ступенчатым увеличением на 25—50 Вт; длительность каждой ступени нагрузки и интервалов отдыха между ступенями — 4—5 мин. Если при велоэргометрической пробе толерантность к физической нагрузке

Деонтология (греч. deon, deontos — должное, надлежащее + logos — учение) — совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей (БМЭ, т.7, с. 109, 1977).

Реабилитация представляет собой непрерывный процесс, интегрированный в лечебный, и в соответствии с рекомендациями ВОЗ подразделяется на 3 этапа.

источник

Образ жизни, экология, предрасположенность приводят к развитию различных болезней органов дыхания. Современные методы диагностики позволяют быстро установить причину плохого самочувствия, и почти также быстро назначить лечение. Одним из эффективных методов профилактики и предотвращения осложнений является ЛФК при дыхательных заболеваниях. Что это такое, в чем ее польза и как правильно применять упражнения, пойдет речь в материале, размещенном ниже.

Специально разработанные комплексы физических упражнений или ЛФК дыхательной системы давно практикуются медиками в составе курса реабилитации, а также терапии. Все их можно условно разделить на 2 большие группы:

Цель применяемых физкультурных упражнений − нормализовать внешнее дыхание, стабилизировать улучшение состояния больного за счет усиления кровотока и активации иммунитета. Кроме того, постоянная нагрузка помогает вывести из органов дыхания остатки мокроты.

Виды ЛФК при заболеваниях дыхательной системы различаются по направлениям и тому, какие системы организма будут в них задействованы. Основной перечень упражнений включает:

  • игры (подвижные и массовые);
  • спортивно-прикладные;
  • гимнастику на дыхание и укрепление костно-мышечного каркаса.

Начинают обычно с гимнастических дыхательных комплексов, постепенно переходя к все более сложным заданиям. При этом выделяются упражнения, выполняемые в статике (только на дыхание) и динамические: с поворотами, наклонами корпуса и так далее.

При поражениях легких и их тканей после проведенной терапии, когда прекратились основные воспалительные процессы, нормализовалась температура тела, на 3-5 день с момента начала болезни можно приступать к лечебной гимнастике. Упражнения выполняются под наблюдением лечащего врача, могут быть использованы как простые (статические), так и более сложные, динамические.

Основная поза при проведении занятий − лежа на спине (допускается поза лежа на боку).

Пациенту необходимо добиться синхронизации движений с дыханием диафрагмой: вдыхая, поднимать или отводить конечности (руки, ноги на выбор), на выдохе возвращаясь в исходное положение. Нет необходимости спешить при выполнении упражнений: вполне достаточно, если поначалу на них будет уходить 10-15 минут (на каждый повтор, всего 3 тренировки в день). Уделяют внимание контролю пульса: при резких скачках нагрузку снижают. В среднем во время гимнастики частота сердечных сокращений не должна возрастать более чем на 5-10 ударов в минуту.

В процессе реабилитации, когда пациент направляется в палату (лежачий или полупостельный режим), дыхательные упражнения ЛФК не прекращают, а продолжают ими заниматься. При этом если нет противопоказаний, стараются увеличить продолжительность одного подхода (до 30 минут в максимуме) и количество повторов (8-10). Упражнения выполняются сидя или стоя, постепенно их дополняют ходьбой, которая будет нагружать мышечные группы ног, способствуя улучшению кровообращения. Увеличение сердечного ритма − не более 10-15 ударов по отношению к первоначальному (в покое) значению.

Приблизительно через неделю (10 дней, в крайнем случае) нагрузку повторно увеличивают. По согласованию с лечащим врачом, выздоравливающих допускают к занятиям на тренажерах, пешие прогулки становятся продолжительнее. Выполнение комплекса дыхательной гимнастики должно теперь занимать до 40 минут, максимальный допускаемый пульс − до 100 ударов в минуту. Иногда во время проведения упражнений используют мяч или палку, дополнительно нагружая руки.

При плевритах − заболеваниях, связанных со скоплением жидкости в легких, или возникновением волокнистых образований (фибрина), ЛФК дыхательная гимнастика для детей и взрослых пациентов назначается в зависимости от тяжести заболевания и самочувствия больного. Грамотно рекомендованная, с учетом указанных требований, физкультура предотвратит развитие фибриновых спаек, увеличит снабжение легких кислородом, нормализует кровообращение в тканях. Именно поэтому уже на 2-3 сутки после поступления в медучреждение пациент должен приступить к дозированным упражнениям на укрепление дыхательного аппарата. Наиболее эффективно работают наклоны корпуса в сторону, сочетаемые с вдохами и выдохами.

Наклоняться следует в направлении, противоположном пораженному плевритом. Не нужно сразу же ждать результат, лучше постепенно повышать интенсивность занятий, повторяя их настойчиво и целенаправленно. Допустимо разбить цикл на несколько кратких подходов. По мере улучшения состояния увеличивают продолжительность упражнения, уменьшая число повторений.

В данном случае принципиального различия между обычной гимнастикой и физкультурой для хронических больных не существует, просто к основному комплексу добавляют еще несколько специальных упражнений. При патологической деформации грудной клетки (эмфиземе) вследствие разбухания легочных путей акцент делается на расслабление мышц рук, ног, корпуса. Повторяют несколько раз в день, по возможности пытаясь сочетать с обычной дыхательной гимнастикой. Подтверждена практикой эффективность занятий по специальной методике, когда произнесением определенного звука или группы слов добиваются вибрирования грудной клетки и диафрагмы.

Данный способ усиливает отхождение мокроты, повышает общий тонус легочных тканей. В случае если бронхи заполнены секретом и их не удается очистить другими способами, применяют дренажную гимнастику.

Исходное положение для проведения такой тренировки − лежа, но чтобы нижняя часть тела (таз) находилась выше головы пациента.

Во время ЛФК, дыхательной гимнастики необходимо соблюдать несколько простых правил. Одно из них − не нужно сразу же ждать резкого улучшения состояния, тем более форсировать нагрузку. Все занятия проводятся под наблюдением врача, лучше сначала ограничиться минимальной продолжительностью тренировки, компенсируя ее количеством повторов. Это будет более эффективно, чем сразу же попытаться отработать всю гимнастику в максимальном режиме. Большинство упражнений начинаются в положении лежа, постепенно переходя в сидячее, затем − стоя, а впоследствии дополняются пешими прогулками.

Обязательно замеряют пульс до тренировки и в процессе, если он скачкообразно возрастает, превышая допустимые значения, интенсивность занятий снижают. Иногда в качестве катализатора излечения назначается лечебный массаж. Глубокое массирование тканей корпуса, в особенности, грудной клетки, улучшает кровообращение, снабжение кислородом, повышает общий тонус пациента. Сами упражнения подбираются индивидуально, сообразно заболеванию и состоянию больного, от этого же зависит продолжительность лечебной гимнастики.

При всей несомненной пользе физкультуры существуют определенные ограничения на ее применение. Поэтому лучше не экспериментировать с различными комплексами, а проконсультироваться у врача, допустимо ли в данном конкретном случае заниматься дыхательной гимнастикой. Специалисты же подскажут, какой ЛФК массаж и дыхательную гимнастику выбрать при посттравматической эпилепсии. В первую очередь, обращают внимание на следующие симптомы:

  • дыхательная недостаточность 3 степени;
  • постоянное кровохарканье;
  • не поддающиеся купированию, астматические приступы;
  • скопление большого количества жидкости в плевре;
  • опадание (ателектаз) легочных тканей;
  • ярковыраженная одышка;
  • ритм сердечных сокращений 120 ударов и более;
  • высокая температура тела (от 38 ºС).

Проявление одного или нескольких из указанных признаков делает проведение дыхательных упражнений невозможным.

Дыхательная гимнастика в сочетании с двигательной активностью и дозированной физической нагрузкой способствует реабилитации больных с заболеваниями, нарушением функционирования легких. Постепенного изменения в состоянии можно добиться, комбинируя ЛФК, массаж, упражнения с мячом или гимнастической палкой, занимаясь целенаправленно и настойчиво.

источник