Меню Рубрики

Основы реабилитации и физиотерапии козлов

Тема: «Понятие реабилитации, основы физиотерапии, основы электролечения (гальванизация, лекарственный электрофорез)»

Студент должен знать:Определение предмета физиотерапии. Классификация физических факторов. Физиологическое обоснование механизма действия физщическихз факторов. Местные и общие ответные реакции организма на воздействие физических факторов. Особенности физических раздражителей. Принципы дозировки. Важность внедрения в работу ФАП некоторых видов физиопомощи. Ответственность физиоперсонала в проведении физиопомощи. Знание правил техники безопасности. Знание классов защиты аппаатов. Электрические свойства тканей человека, их изменения при воздействии электротоком. Современная аппаратура для гальванизации, электрофореза. Физиологическое действие гальванотока. Преимущества электрофореза перед другими методами лечения. Показания, противопоказания к гальванизации и лекарственному электрофорезу.

Понятие реабилитации

Основы физиотерапии

Основные методы физиотерапии

Правила проведения физиотерапевтических процедур

Первый физиотерапевтический фактор

Целевая установка: сформировать представление об основах физиотерапии.

Понятие реабилитации

Реабилитация – направление современной медицины, которое в своих разнообразных методах опирается, прежде всего, на личность пациента, активно пытаясь восстановить нарушенные болезнью функции человека, а также его социальные связи.

Это завершающий этап общего лечебного процесса, где весьма важно оценить эффективность лечения и основана на взаимосвязи врача и пациента. Основной составляющей частью реабилитации является медицинская реабилитация. Реабилитация – это составляющая часть лечебного процесса и отличается ранней и особой направленностью лечебных мероприятий, обеспечивающих улучшение функции систем организма и наиболее полное восстановление трудоспособности пациента.

Весь комплекс мероприятий реабилитации подразделяется:

1. Медицинская реабилитация – использует различные методы медикаментозной терапии, физиотерапии, Лфк, лечебное питание.

2. Психологическая реабилитация – включает мероприятия по своевременной профилактике и лечению психических нарушений, по формированию у пациентов сознательного и активного участия в реабилитационном процессе.

3. Профессиональная реабилитация – ее основными задачами является восстановление соответствующих профессиональным навыков или переобучение пациента, решение вопросов их трудоустройства.

4. Социальная реабилитация – включает разработку, принятие на государственном уровне соответствующих нормативно- правовых актов, гарантирующих инвалидам определенные социальные права и льготы.

Основными принципами медицинской реабилитации являются:

­ преемственность всех проводимых мероприятий,

­ обязательность их своевременного проведения,

­ наличие в арсенале всех известных средств и методов реабилитации,

­ индивидуальный подход при проведении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9325 — | 7291 — или читать все.

195.133.146.119 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

источник

— авиаконструктор, профессор. В 20—30-х годах был начальником кафедры конструирования самолетов ВВИА им. Н. Е. Жуковского. Разработал экспериментальные самолеты «Гигант», «Кукарача», ПС, ЭИ.

Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
Л. В. Козлова, С. А. Козлов, Л. А. Семененко Основы реабилитации для медицинских колледжей. Учебное пособие Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки медицинских работников среднего звена для лечебно-профилактических учреждений; оно призвано оказать помощь в… — Феникс, (формат: 84×108/32, 480 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2014 369 бумажная книга
Козлов Сергей Анатольевич, Семененко Любовь Андреевна, Козлова Людмила Валентиновна Основы реабилитации для медицинских колледжей. Учебное пособие Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки медицинских работников среднего звена для лечебно-профилактических учреждений; оно призвано оказать помощь в… — Феникс, (формат: 84×108/32, 431 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2018 637 бумажная книга
Козлов Сергей Анатольевич, Семененко Любовь Андреевна, Козлова Людмила Валентиновна Основы реабилитации для медицинских колледжей. Учебное пособие Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки медицинских работников среднего звена для лечебно-профилактических учреждений; оно призвано оказать помощь в… — ФЕНИКС, (формат: 84×108/32, 476 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2018 572 бумажная книга
Л. Семененко Основы реабилитации для медицинских колледжей. Учебное пособие От издателя:Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки медицинских работников среднего звена для лечебно-профилактических учреждений; оно призвано оказать помощь… — (формат: 84×108/32 (130х200 мм), 480стр. стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2014 237 бумажная книга
Козлов Сергей Анатольевич, Семененко Любовь Андреевна, Козлова Людмила Валентиновна Основы реабилитации для медицинских колледжей. Учебное пособие. Гриф МО РФ Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки медицинских работников среднего звена для лечебно-профилактических учреждений; оно призвано оказать помощь в… — (формат: 84×108/32, 480 стр.) Подробнее. 2018 815 бумажная книга
Л. В. Козлова, С. А. Козлов, Л. А. Семененко Основы реабилитации для медицинских колледжей Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки медицинских работников среднего звена для лечебно-профилактических учреждений; оно призвано оказать помощь в… — Феникс, (формат: 84×108/32, 476 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2015 439 бумажная книга
Быковская Татьяна Юрьевна, Семененко Любовь Андреевна, Козлова Людмила Валентиновна, Козлов Сергей Анатольевич Основы реабилитации. ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе. Учебное пособие Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки средних медицинских работников в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования. Учебное пособие призвано… — ФЕНИКС, (формат: 84×108/32, 431 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2015 804 бумажная книга
Т. Ю. Быковская, Л. А. Семененко, Л. В. Козлова, С. А. Козлов Основы реабилитации. ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе. Учебное посоие Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки средних медицинских работников в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования. Учебное пособие призвано… — ФЕНИКС, (формат: 76×108/32, 432 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2015 710 бумажная книга
Быковская Татьяна Юрьевна, Семененко Любовь Андреевна, Козлова Людмила Валентиновна, Козлов Сергей Анатольевич Основы реабилитации. ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки средних медицинских работников в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования. Учебное пособие призвано… — Феникс, (формат: 84×108/32, 476 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2017 661 бумажная книга
Т. Ю. Быковская, Л. А. Семененко, Л. В. Козлова, С. А. Козлов Основы реабилитации. ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки средних медицинских работников в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования. Учебное пособие призвано… — Феникс, (формат: 84×108/32, 432 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2015 358 бумажная книга

Феникс — легендарная священная птица древних египтян. Позже этот миф стал известен и в Древней Греции, где его рассказывали в двух версиях: Феникс это покрытая ярко красным, почти огненным оперением птица, которая каждые пятьсот лет прилетает в Египет, в… … Словарь крылатых слов и выражений

феникс — а, м. phénix m. <гр. phoinix. 1. Мифологическая птица, сжигающая себя и возрождающаяся из собственного пепла. БАС 1. Возобновлять честь свою, сия привилегия дана фениксу, которая птица будучи сожжена Солнцем, паки от своего пеплу зарождается.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Феникс — (Phoenix, Φοίνιξ). 1) Сын Аминтора, учитель Ахиллеса. 2) Мифическая священная птица египтян, прилетавшая, по Геродоту, каждые 500 лет из Аравии в Гелиополис, где к этому сроку умирал ее отец. По другим сказаниям, Феникс сжигал самого себя,… … Энциклопедия мифологии

ФЕНИКС — (греч. phoenix). 2) баснословная птица Аравии, которая, по сказанию, живет 300 лет, а перед смертью сжигает себя, и из пепла её является молодой феникс; символ вечного обновления. 2) как нарицательное: редкий во своим дарованиям человек. 3) одно… … Словарь иностранных слов русского языка

Феникс — Феникс. Фрагмент сицилийской мозаики. Феникс. Фрагмент сицилийской мозаики. Феникс в мифах древних греков волшебная птица, обитающая где то в Эфиопии и живущая 500 лет (: 1460 лет или 12954 года); имеет вид орла и великолепную окраску красно… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Феникс — в мифах древних греков волшебная птица, обитающая где то в Эфиопии и живущая 500 лет (варианты: 1460 лет или 12954 года); имеет вид орла и великолепную окраску красно золотых и огненных тонов. Предвидя свой конец, феникс каждый раз сжигает себя в … Исторический словарь

Феникс — а, муж. Стар. редк.Отч.: Фениксович, Фениксовна.Происхождение: (Греч. личное имя Phoinix. От phoinix феникс, сказочная птица.) Словарь личных имён. Феникс а, м. Стар. редк. Отч.: Фениксович, Фениксовна. [Греч. личное имя Phoinix. От phoinix… … Словарь личных имен

Феникс — (Воронеж,Россия) Категория отеля: 4 звездочный отель Адрес: Улица Кольцовская 43, Воронеж, Ро … Каталог отелей

феникс — см. чудо Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. феникс сущ., кол во синонимов: 10 • … Словарь синонимов

ФЕНИКС — ФЕНИКС, феникса, муж. (греч. phoinix) (книжн. ритор., поэт.). В древнегреческой мифологии птица, обладавшая способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла; употр. Как символ вечного обновления, возрождения. «Как феникс молодой,… … Толковый словарь Ушакова

ФЕНИКС — муж. баснословная птица древних; | * редкий по дарованиям своим человек, более шуточно. Что у вас за феникс появился? | Одно из южных созвездий. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

источник

Учебной дисциплины

ОП.11 Основы реабилитологии

Специальности31.02.02 Акушерское дело

Технологические карты теоретических и практических занятий

Всего – 138 часов=(теория 46ч+практика 46 ч +46 ч самост)

Самостоятельная работа обучающегося (всего) – 46

Дифференцированный зачет(КИМ)

Раздел 1 Изучение основ реабилитации.

Лекция 1 Тема 1.1 Организационно-методические основы реабилитации.

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 7-30.

Зарисовать в конспект лекции таблицы рис1.1 стр 22; рис1.2 стр 23;рис1.3 стр 24; рис 1.4 стр

Лекция 2Тема 1.1 Организационно-методические основы реабилитации.

(Основы лечебной физической культуры.)

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 174-229; 278-333.

ИР-1. Основы ЛФК. www.denstheraru.ru

Составить глоссарий по теме: «Виды физических упражнений».

Лекция 3 Тема 1.1 Организационно-методические основы реабилитации.

(Основы медицинского массажа.)

ДЗ – Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 340-375; 210-211.

ИР-2.Основы массажа. massage.ru

Составить вопросы на листе формата А4 в количестве 10 шт с множественными ответами на тему : «Общие основы медицинского массажа»

Вопрос с множественным ответом:

Инструкция :Для каждого вопроса утверждения один из нескольких ответов является правильным.Для выбора ответа на поставленные вопросы, используйте приведенную ниже счхему:

С-верен только один ответ 1.

Например: Абсолютным противопоказанием к применению ЛФК является:

Практическое занятие 1

Тема 1.1 Организационно-методические основы реабилитации.

(Основы лечебной физической культуры. Основы медицинского массажа. )

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Подготовить реферативное сообщение или презентацию по теме.

Лекция 4 Тема 1.2 Основы физиотерапии.Электрофорез, импульсная, высокочастотная электротерапия.(Постоянный ток и его лечебно-профилактическое использование.)

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 31-56.

И3. Основы физиотерапии. http://fizterapia.ru/

Законспектировать в конспект лекции стр36-41 ( Устройство и оборудование физиотерапевтического кабинета стр 36-37; Техника безопастности стр38-39; Первая помощь при электротравмах; Общие правила проведения физиотерапевтических процедур стр40-41).

Лекция 5 Тема 1.2 Основы физиотерапии.Электрофорез, импульсная, высокочастотная электротерапия.(Импульсная электротерапия.)

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 56-73.

И3. Основы физиотерапии. http://fizterapia.ru/

Составление сравнительной таблицы по основам физиотерапии (электролечение и импульсная электротерапия).

Лекция 6 Тема 1.2 Основы физиотерапии.Электрофорез, импульсная, высокочастотная электротерапия.(Высокочастотная электротерапия.)

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 73-87.

И3. Основы физиотерапии. http://fizterapia.ru/

Составление тематического кроссворда с эталоном ответа в формате А4 на тему по выбору 20 вопросов по горизонтали, и вертикали, с использованием медицинской терминологией.

Практическое занятие №2

Тема 1.2 Тема 1.2 Основы физиотерапии.Электрофорез, импульсная, высокочастотная электротерапия.

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Подготовить реферативное сообщение или презентацию по теме.

Лекция 7 Тема 1.3 Магнито, ультразвуковая, ингаляционная терапия. Светолечение.

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 87-92.

И3. Основы физиотерапии. http://fizterapia.ru/

Составить беседу на тему «Магнитотерапия в домашних условиях»

Лекция 8 Тема 1.3 Магнито, ультразвуковая, ингаляционная терапия. Светолечение.

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 92-99.

И3. Основы физиотерапии. http://fizterapia.ru/

Составить схему применения ультрозвуковой терапии.

Лекция 9 Тема Тема 1.3 Магнито, ультразвуковая, ингаляционная терапия. Светолечение.

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 145-151.

И3. Основы физиотерапии. http://fizterapia.ru/

Составить беседу на тему «Ингаляционная терапия в домашних условиях»

Лекция 10 Тема Тема 1.3 Магнито, ультразвуковая, ингаляционная терапия. Светолечение.

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 99-112.

И3. Основы физиотерапии. http://fizterapia.ru/

Составить беседу на тему «Светотерапия в домашних условиях»

Практическое занятие №3

Тема 1.3 Магнито, ультразвуковая, ингаляционная терапия. Светолечение.

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Подготовить реферативное сообщение или презентацию по теме.

Лекция 11Тема 1.4 Тепло — водолечение.Санаторно-курортное лечение.

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 112-145.

Читайте также:  Физиотерапия на поясничный отдел позвоночника противопоказания

И3. Основы физиотерапии. http://fizterapia.ru/

Составить сравнительную таблицу по тепло-водолечению.

Лекция 12 Тема 1.4 Тепло — водолечение.Санаторно-курортное лечение.

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 151-160.

И3. Основы физиотерапии. http://fizterapia.ru/

Составить рекомендации по санаторно-курортному лечению при различных заболеваниях .

Практическое занятие №4

Тема 1.4 Тепло — водолечение.Санаторно-курортное лечение.

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Составить графологическую структуру «Физиотерапевтические процедуры».

Раздел 2. Реабилитация пациентов с различной патологией.

Лекция 13 Тема 2.1 Особенности реабилитации пациентов в пульмонологии и кардиологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, урологии.

(Особенности реабилитации пациентов с патологией органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.)

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 229-254.

Законспектировать таблицы в конспект теоретического занятия:

1.Методика проведения ЛФК при острой пневмонии (стр 235).

2.Методика проведения ЛФК при бронхиальной астме (стр 236).

3.Методика проведения ЛФК при плеврите (стр 237).

4.Методика проведения ЛФК при стенокардии (стр246).

5.Методика проведения ЛФК при инфаркте миокарда (стр 248-249)

Лекция 14 Тема 2.1 Особенности реабилитации пациентов в пульмонологии и кардиологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, урологии.

(Особенности реабилитации пациентов с патологией органов пищеварения, обмена веществ, мочевыделительной системы.)

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 254-266.

Составить беседу на тему «Профилактика заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ»

Практическое занятие 5

Тема 2.1 Особенности реабилитации пациентов в пульмонологии и кардиологии, гастроэнтерологии, эндокринологии, урологии.

(Особенности реабилитации пациентов с патологией органовдыхания , сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, обмена веществ,мочевыделительной системы.)

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Подготовка презентаций «Современные особенности медицинской реабилитации пациентов при отдельных заболеваниях системы кровообращения и органов дыхания, пищеварения, обмена веществ, мочевыделения »

Лекция 15 Тема 2.2 Особенности реабилитации пациентов в хирургии, неврологии, травматологии, ортопедии.(Особенности реабилитации пациентов в хирургии.)

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 7-10.

Составить проблемную ситуацию к теме «Реабилитация пациентов со спаечной болезнью органов брюшной полости» .Найдите к ней решение с применением средств реабилитации.Объясняют свой выбор

Лекция 16Тема 2.2 Особенности реабилитации пациентов в хирургии, неврологии, травматологии, ортопедии.(Особенности с патологиейцентральной и периферической нервной системы.)

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 269-278.

Составить комплекс гигиенической гимнастики с учетом двигательного режима и состояния здоровья пациента .

Лекция 17 Тема 2.2 Особенности реабилитации пациентов в хирургии, неврологии, травматологии, ортопедии.(Особенности с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата.)

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 266-269.

Составить комплекс гигиенической гимнастики с учетом двигательного режима и состояния здоровья пациента .

Практическое занятие 6

Тема 2.2 Особенности реабилитации пациентов в хирургии, неврологии, травматологии, ортопедии.

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Составить комплекс гигиенической гимнастики с учетом двигательного режима и состояния здоровья пациента .

Лекция 18 Тема 2.3 Особенности реабилитации пациентов в акушерстве, гинекологии, онкологии.

(Особенности реабилитации пациентов в акушерстве .)

&Внеаудиторная самостоятельная работа студента

Изучить материал по ОИ-1 Козлова Л.В. Основы реабилитации стр 215-216.

Используя теоретические знания по теме составьте ситуационную задачу с эталоном ответа в формате А4 — (примечание – сдать преподавателю в электронном или распечатанном варианте с указанием ФИО студента ,№ группы, специальность) используя план :

источник

Список литературы

Папе А. Методы подъема и перемещения больных и инвалидов : учеб. пособие : пер. с нем. / Анне Папе. – М.: АНМИ, 1997.

Гольдблат Ю.В. Медико-социальная реабилитация в неврологии / Ю.В.Гольдблат. – СПб.: Политехника, 2006.

Корякина О.И. Основы реабилитации инвалидов : учеб. пособие / О.И.Карякина, Т.Н.Карякина. – Волгоград: Изд-во ВГУ, 1999.

Козлова Л.В. Основы реабилитации для медицинских колледжей / Л.В.Козлова, С.А.Козлов, Л.А.Семененко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Медицинская реабилитация: руководство. В 3 т. / под ред. В.М.Боголюбова. – 2-е изд., доп. – М.: Москва, 2007.

Медицинская реабилитация / под ред. В.А.Епифанова. – М.: Мед- пресс, 2005.

Руководство по реабилитации больных с двигательными арушениями / под ред. А.Н.Беловой, О.Н.Шепетовой. – М.: Антидор, 1999.

Физическая реабилитация : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. С.Н.Попова. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Юмашев Г.С. Основы реабилитации / Г.С.Юмашев, К.Ренкер. – М.: Медицина, 1973

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ.. 6

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «РЕАБИЛИТАЦИЯ». 6

1.3. КАТЕГОРИЯ ЛИЦ, НУЖДАЮЩИХСЯ В РЕАБИЛИТАЦИИ.. 8

1.4. ЭТАПЫ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.. 9

1.5. МЕДИЦИНСКИЕ КАДРЫ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ.. 12

СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.. 14

2.1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА.. 14

2.2. РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ПРОГРАММА. РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ. РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПРОГНОЗ. 15

2.3. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ.. 18

2.3.1. Базовое (медикаментозное, хирургическое) лечение. 18

2.3.2. Физическая культура. 19

2.3.4. Технические средства реабилитации. 30

2.3.5. Психолого-педагогические средства реабилитации. 32

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС В ПРОГРАММАХ МЕДИЦИНСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ.. 35

3.1. СОДЕРЖАНИЕ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА.. 35

3.2. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ТРАВМАМИ И ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. 37

3.3. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ПОВРЕЖДЕНИЯМИ И ЗАБОЛЕВАНИЯМИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. 43

3.4. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ.. 48

3.5. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ И СЛУХА.. 54

3.6. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ОНКОЛОГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ.. 58

3.7. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ПСИХИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ.. 60

3.8. ОСОБЕННОСТИ СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ. 64

ПРАВИЛА ЭТИКЕТА ПРИ ОБЩЕНИИ С ИНВАЛИДАМИ.. 69

4.1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА.. 69

4.2. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ ПРИ ПЕРЕДВИЖЕНИИ.. 69

4.3. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ.. 70

4.4. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ СЛУХА.. 71

4.5. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ЗАДЕРЖКОЙ В РАЗВИТИИ И С ПРОБЛЕМАМИ ОБЩЕНИЯ.. 71

4.6. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. 72

4.7. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ЗАТРУДНЕНИЯ В РЕЧИ.. 72

4.8. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, СТРАДАЮЩИМИ ГИПЕРКИНЕЗАМИ (СПАСТИКОЙ ПРИ ДЦП) 73

Приложение 1 Нормативно-правовая база реабилитации. 74

Приложение 2 Критерии для определения групп инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности (ОСТД) 75

Приложение 3 Стандарты санаторно-курортной помощи на санаторном этапе реабилитации. 76

Таблица П3.1. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (дорсопатии, спондилопатии, болезни мягких тканей, остеопатии и хондропатии) 76

Таблица П3.2. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями костно-мышечной системы и соединительной ткани (артропатии, инфекционные артропатии, воспалительные артропатии, артрозы, другие поражения суставов) 77

Таблица П3.3. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга. 79

Таблица П3.4. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с воспалительными болезнями центральной нервной системы.. 81

Таблица П3.5. Стандарт санаторно-курортной помощи больным детским церебральным параличом.. 82

Таблица П3.6. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с поражением отдельных нервов, нервных корешков и сплетений, полиневропатиями и другими поражениями периферической нервной системы.. 84

Таблица П3.7. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с расстройствами вегетативной нервной системы и невротическими расстройствами, связанными со стрессом, соматоформными расстройствами 86

Таблица П3.8. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с цереброваскулярными болезнями. 88

Таблица П3.9. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями вен. 90

Таблица П3.10. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с ишемической болезнью сердца: стенокардией, хронической ИБС.. 91

Таблица П3.11. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением.. 92

Таблица П3.12. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями крови, кроветворных органов и отдельными нарушениями, вовлекающими иммунный механизм.. 94

Таблица П3.13. Стандарт санаторно-курортной помощи больным дерматитами, экземой, папулосквамозными нарушениями, крапивницей, эритемой, другими болезнями кожи и подкожной клетчатки. 95

Таблица П3.14. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с ожирением и другими видами избыточности питания, нарушением обмена липопротеинов и другими липидемиями. 96

Таблица П3.15. Стандарт санаторно-курортной помощи больным сахарным диабетом.. 98

Таблица П3.16. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями щитовидной железы.. 99

Таблица П3.17. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями мужских половых органов 101

Таблица П3.18. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями женских тазовых органов, невоспалительными болезнями женских половых органов. 102

Таблица П3.19. Стандарт санаторно-курортной помощи больным мочекаменной болезнью и другими болезнями мочевой системы.. 104

Таблица П3.20. Стандарт санаторно-курортной помощи больным гломерулярными и тубулоинтерстициальными болезнями почек. 105

Таблица П3.21. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями печени, желчного пузыря, желчевыводящих путей и поджелудочной железы.. 106

Таблица П3.22. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями пищевода, желудка и двенадцатиперстной кишки, кишечника. 108

Таблица П3.23. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями органов дыхания. 110

Таблица П3.24. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями уха и сосцевидного отростка, верхних дыхательных путей. 112

Таблица П3.25. Стандарт санаторно-курортной помощи больным с болезнями глаза и его придаточного аппарата. 113

Таблица П3.26. Стандарт санаторно-курортной помощи больным злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственной им тканей. 114

Приложение 4 Спортивные классификации инвалидов. 116

Спортивная классификация инвалидов с ампутациями конечностей. 116

Спортивная классификация лиц с последствиями травм позвоночника и спинного мозга, а также полиомиелита. 116

Спортивная классификация для лиц с последствиями ДЦП.. 116

Спортивная классификация инвалидов, отнесенных к группе «Прочие». 117

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «РЕАБИЛИТАЦИЯ»

Бурное развитие на протяжении всего XX в. технологических решений, расширяющих возможности повышения медицинской, социальной и экономической эффективности мер по сохранению и укреплению здоровья населения, поставили проблемы реабилитации на одно из ведущих мест в системах здравоохранения различных стран мира.

Термин «реабилитация» (rehabilitation) происходит от лат. слова rehabilitatio – восстановление, от rehabilito – восстанавливаю.

Впервые официальное определение понятия реабилитация дал Франц Иозеф Раттер фон Бус в 1903 г. в книге «Система общего попечительства над бедными» и оно обозначало «восстановление прав, способностей, доброго имени». Аналогичное понимание термина в юридическом аспекте приведено в Толковом словаре Д.Н.Ушакова (1939) – «снятие обвинения и полное восстановление в правах по суду», и в других словарных изданиях – «. восстановление в правах, потерянных в результате судебного приговора (осуждения), например, путем помилования» и т. п.

Наряду с правовым определением медицинское толкование термин «реабилитация» получил в 1946 г. в Вашингтоне (США) на совещании по вопросам реабилитации больных туберкулезом, на котором сущность реабилитации рекомендовалось усматривать «в восстановлении физических и духовных сил пострадавшего, а также его профессиональных навыков».

В 1958 г. была создана международная система организаций реабилитации, а уже в 1960 г. – международное общество по реабилитации инвалидов, которое и в настоящее время является членом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), работает в контакте с ООН, ЮНЕСКО и Международным рабочим бюро.

В настоящее время из 774 международных неправительственных организаций медико-биологического профиля около 50 ориентированы на разработку различных вопросов реабилитации как самостоятельной проблемы. Значительную работу по реализации программ реабилитации, предложенных ВОЗ, проводят более 4 ООО национальных организаций в 60 странах мира.

По определению ВОЗ (1958), реабилитация – это процесс, целью которого является профилактика инвалидности в период лечения заболевания и помощь больным в достижении максимальной физической, психической, профессиональной, социальной и экономической полноценности, на которую они способны в рамках существующего заболевания. В 1963 г. ВОЗ вновь рассмотрела проблему реабилитации как скоординированное применение медицинских, социальных, просветительских и профессиональных мероприятий, включающих обучение и переобучение инвалидов для достижения по возможности высокого уровня функциональной активности. Позднее, в 1974 г., эксперты ВОЗ указали, что реабилитация – это совокупность лечебных, социальных, образовательных и трудовых мер, направленных на подготовку и переподготовку человека в целях максимального восстановления его физических и умственных способностей.

Современное понимание реабилитации включает в себя комплекс социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических, юридических, профессиональных и других мер, целью которых является скорейшее и наиболее полное восстановление утраченных человеком тех или иных физических функций, личного и социального статуса.

Таким образом, в настоящее время реабилитацию рассматривают как набор технологических решений («технология» – применение организованного знания для решения практических задач), направленных преимущественно на восстановление трудоспособности индивидуума и его активное включение в экономические отношения. Другими словами, главным элементом эффективности реабилитации как практической организационной деятельности является стоимость того общественно полезного продукта, который производят лица, прошедшие последовательно весь технологический комплекс мероприятий восстановительного характера.

Не следует отождествлять понятия «лечение» и «реабилитация», так как не всякое лечение, приводящее к восстановлению нарушенных функций, может быть отнесено к реабилитации.

Концепция лечения включает в себя попытку ликвидации этиологического фактора, раскрытие патогенетических механизмов и построение комплекса лечебных мероприятий, стремление к ликвидации заболевания и его клинических проявлений либо (при невозможности излечения) попытка нормализации основных физиологических функций, уменьшения проявлений заболевания, препятствия развитию осложнений, прогрессированию заболевания и развитию фатального исхода. В свою очередь концепция реабилитации состоит в том, чтобы с помощью системы координированного комплекса мероприятий различного характера избежать или снизить степень инвалидности, вернуть человеку способность трудиться, быть экономически независимым активным членом общества.

При достижении полного выздоровления реабилитация не нужна. Если остаются последствия травмы или заболевания, затрудняющие существование (физическое или социальное), интеграцию больного в общество, возникает необходимость в проведении реабилитации.

Читайте также:  Аппарат низкочастотной физиотерапии 200х112х70

Таким образом, восстановление человека как личности – основная цель реабилитации как мультидисциплинарной отрасли здравоохранения.

ВИДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

Исходя из многоплановости задач реабилитации принято выделять девять основных ее аспектов: медицинский, физический, психологический, педагогический, бытовой, профессиональный, юридический, социальный и экономический. В соответствии с этим реабилитацию подразделяют на несколько видов.

Медицинская реабилитацияпредставляет собой комплекс лечебных мероприятий, направленных на максимальное восстановление нарушенных физических функций (работоспособности) организма, а в случае невозможности этого – развитие компенсаторных и заместительных приспособлений (функций). В том случае если из лечебных мероприятий используют преимущественно средства физической терапии (лечебная физическая культура, естественные и преформированные (искусственно создаваемые) факторы физиотерапии и др.), допустимо употреблять понятия «физическая терапия» и «восстановительное лечение» как синонимы.

Профессиональная реабилитация решает вопросы определения степени трудоспособности, восстановления имеющихся ранее профессиональных навыков или переобучения, трудоустройства пациентов. Данный вид реабилитации для пациентов детского и подросткового возраста в основном имеет педагогический характер. При невозможности развития профессиональных навыков главной задачей является развитие навыков самообслуживания.

Социальная реабилитация включает в себя разработку соответствующей законодательной (юридической) базы, принятие на государственном уровне нормативно-правовых актов, гарантирующих определенные социальные права и льготы лицам, нуждающимся в реабилитации, обеспечение реализации этих постановлений.

Психологическая реабилитация сопровождает все остальные виды реабилитации и направлена на коррекцию возникших в связи с травмой или заболеванием психических нарушений, формирование позитивного отношения к проводимым мероприятиям, врачебным рекомендациям, регулирование взаимоотношений пациента с обществом, семьей, а также на психологическую адаптацию (приспособление) к изменившейся вследствие болезни жизненной ситуации.

Несмотря на столь большое разнообразие видов реабилитации, основными из них являются медицинская, профессиональная и социальная. Тем не менее наиболее полно задачи реабилитации можно решить только в том случае, если будут применены единая централизованная стратегия и тактика реабилитационных мероприятий. Именно поэтому сложившаяся в России система реабилитации ориентирована на доминирующую роль в данной сфере государственных структур. Со стороны органов государственного управления осуществляется финансирование медицинской и социальной помощи, предоставление льгот инвалидам, а также других расходных мероприятий в отношении реабилитируемых лиц (см. прил. 1).

Организационное взаимодействие различных видов реабилитации в системе Российского Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию отражено на рис. 1.1.

Дата добавления: 2016-12-05 ; просмотров: 2723 | Нарушение авторских прав

источник

— авиаконструктор, профессор. В 20—30-х годах был начальником кафедры конструирования самолетов ВВИА им. Н. Е. Жуковского. Разработал экспериментальные самолеты «Гигант», «Кукарача», ПС, ЭИ.

Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
Л. В. Козлова, С. А. Козлов, Л. А. Семененко Основы реабилитации для медицинских колледжей. Учебное пособие Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки медицинских работников среднего звена для лечебно-профилактических учреждений; оно призвано оказать помощь в… — Феникс, (формат: 84×108/32, 480 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2014 369 бумажная книга
Козлов Сергей Анатольевич, Семененко Любовь Андреевна, Козлова Людмила Валентиновна Основы реабилитации для медицинских колледжей. Учебное пособие Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки медицинских работников среднего звена для лечебно-профилактических учреждений; оно призвано оказать помощь в… — Феникс, (формат: 84×108/32, 431 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2018 637 бумажная книга
Козлов Сергей Анатольевич, Семененко Любовь Андреевна, Козлова Людмила Валентиновна Основы реабилитации для медицинских колледжей. Учебное пособие Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки медицинских работников среднего звена для лечебно-профилактических учреждений; оно призвано оказать помощь в… — ФЕНИКС, (формат: 84×108/32, 476 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2018 572 бумажная книга
Л. Семененко Основы реабилитации для медицинских колледжей. Учебное пособие От издателя:Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки медицинских работников среднего звена для лечебно-профилактических учреждений; оно призвано оказать помощь… — (формат: 84×108/32 (130х200 мм), 480стр. стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2014 237 бумажная книга
Козлов Сергей Анатольевич, Семененко Любовь Андреевна, Козлова Людмила Валентиновна Основы реабилитации для медицинских колледжей. Учебное пособие. Гриф МО РФ Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки медицинских работников среднего звена для лечебно-профилактических учреждений; оно призвано оказать помощь в… — (формат: 84×108/32, 480 стр.) Подробнее. 2018 815 бумажная книга
Л. В. Козлова, С. А. Козлов, Л. А. Семененко Основы реабилитации для медицинских колледжей Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки медицинских работников среднего звена для лечебно-профилактических учреждений; оно призвано оказать помощь в… — Феникс, (формат: 84×108/32, 476 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2015 439 бумажная книга
Быковская Татьяна Юрьевна, Семененко Любовь Андреевна, Козлова Людмила Валентиновна, Козлов Сергей Анатольевич Основы реабилитации. ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе. Учебное пособие Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки средних медицинских работников в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования. Учебное пособие призвано… — ФЕНИКС, (формат: 84×108/32, 431 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2015 804 бумажная книга
Т. Ю. Быковская, Л. А. Семененко, Л. В. Козлова, С. А. Козлов Основы реабилитации. ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе. Учебное посоие Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки средних медицинских работников в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования. Учебное пособие призвано… — ФЕНИКС, (формат: 76×108/32, 432 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2015 710 бумажная книга
Быковская Татьяна Юрьевна, Семененко Любовь Андреевна, Козлова Людмила Валентиновна, Козлов Сергей Анатольевич Основы реабилитации. ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки средних медицинских работников в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования. Учебное пособие призвано… — Феникс, (формат: 84×108/32, 476 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2017 661 бумажная книга
Т. Ю. Быковская, Л. А. Семененко, Л. В. Козлова, С. А. Козлов Основы реабилитации. ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе Целью настоящего учебного пособия является совершенствование качества подготовки средних медицинских работников в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования. Учебное пособие призвано… — Феникс, (формат: 84×108/32, 432 стр.) Среднее медицинское образование Подробнее. 2015 358 бумажная книга

Феникс — легендарная священная птица древних египтян. Позже этот миф стал известен и в Древней Греции, где его рассказывали в двух версиях: Феникс это покрытая ярко красным, почти огненным оперением птица, которая каждые пятьсот лет прилетает в Египет, в… … Словарь крылатых слов и выражений

феникс — а, м. phénix m. <гр. phoinix. 1. Мифологическая птица, сжигающая себя и возрождающаяся из собственного пепла. БАС 1. Возобновлять честь свою, сия привилегия дана фениксу, которая птица будучи сожжена Солнцем, паки от своего пеплу зарождается.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Феникс — (Phoenix, Φοίνιξ). 1) Сын Аминтора, учитель Ахиллеса. 2) Мифическая священная птица египтян, прилетавшая, по Геродоту, каждые 500 лет из Аравии в Гелиополис, где к этому сроку умирал ее отец. По другим сказаниям, Феникс сжигал самого себя,… … Энциклопедия мифологии

ФЕНИКС — (греч. phoenix). 2) баснословная птица Аравии, которая, по сказанию, живет 300 лет, а перед смертью сжигает себя, и из пепла её является молодой феникс; символ вечного обновления. 2) как нарицательное: редкий во своим дарованиям человек. 3) одно… … Словарь иностранных слов русского языка

Феникс — Феникс. Фрагмент сицилийской мозаики. Феникс. Фрагмент сицилийской мозаики. Феникс в мифах древних греков волшебная птица, обитающая где то в Эфиопии и живущая 500 лет (: 1460 лет или 12954 года); имеет вид орла и великолепную окраску красно… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Феникс — в мифах древних греков волшебная птица, обитающая где то в Эфиопии и живущая 500 лет (варианты: 1460 лет или 12954 года); имеет вид орла и великолепную окраску красно золотых и огненных тонов. Предвидя свой конец, феникс каждый раз сжигает себя в … Исторический словарь

Феникс — а, муж. Стар. редк.Отч.: Фениксович, Фениксовна.Происхождение: (Греч. личное имя Phoinix. От phoinix феникс, сказочная птица.) Словарь личных имён. Феникс а, м. Стар. редк. Отч.: Фениксович, Фениксовна. [Греч. личное имя Phoinix. От phoinix… … Словарь личных имен

Феникс — (Воронеж,Россия) Категория отеля: 4 звездочный отель Адрес: Улица Кольцовская 43, Воронеж, Ро … Каталог отелей

феникс — см. чудо Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. феникс сущ., кол во синонимов: 10 • … Словарь синонимов

ФЕНИКС — ФЕНИКС, феникса, муж. (греч. phoinix) (книжн. ритор., поэт.). В древнегреческой мифологии птица, обладавшая способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла; употр. Как символ вечного обновления, возрождения. «Как феникс молодой,… … Толковый словарь Ушакова

ФЕНИКС — муж. баснословная птица древних; | * редкий по дарованиям своим человек, более шуточно. Что у вас за феникс появился? | Одно из южных созвездий. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

источник

Учебно методическое пособие ПМ 02 МДК 02.02 Основы реабилитации на тему: «Светолечение. Водолечение. Теплолечение»

Учебно — методическое пособие

ПМ 02 МДК 02.02 Основы реабилитации

на тему: «Светолечение. Водолечение. Теплолечение»

Просмотр содержимого документа
«Учебно методическое пособие ПМ 02 МДК 02.02 Основы реабилитации на тему: «Светолечение. Водолечение. Теплолечение»»

Шенталинский филиал государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Тольяттинский медицинский колледж»

ПМ 02 МДК 02.02 Основы реабилитации

на тему: «Светолечение. Теплолечение. Водолечение»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Рассмотрено и утверждено на заседании ЦМК «Обще — профессиональных

дисциплин и профессиональных модулей

Протокол № _____________ от

Составлено в соответствии с требованиями ФГОС к содержанию и уровню подготовки выпускников по

специальности: 34.02.01 Сестринское дело

Разработал преподаватель: Баранова С.А.

Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело и рабочей программы профессионального модуля ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении темы: «Светолечение. Теплолечение. Водолечение».

Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение занятий по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.02 Основы реабилитации, тема: «Светолечение. Теплолечение. Водолечение».

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и со­ответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освое­ния профессионального модуля должен:

осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;

— проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией

— осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях ПМСП и стационара;

— проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;

— роль сестринского персонала при проведении реабилитационных процессов – виды, формы и методы реабилитации;

— правила использования оборудования, аппаратуры, изделий медицинского назначения

В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:

Наименование результата обучения

Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса

Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами

Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования

Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса

Вести утвержденную медицинскую документацию

Осуществлять реабилитационные мероприятия

В учебно-методическом пособии представлены информационный материал, задания различных уровней сложности: тестовые задания, ситуационные задачи, рекомендации по работе с пособием, эталоны ответов к самоконтролю, список используемой литературы.

Знания и умения, полученные студентами после изучения темы, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности медсестры при работе в лечебно-профилактических учреждениях.

Рекомендации для студентов по работе с учебным пособием.

Как работать с учебно – методическим пособием.

Учебно – методическое пособие предназначено для оказания методической помощи преподавателям медицинских колледжей, а так же для самостоятельной подготовки студентов к теоретическим и практическим занятиям. Учебно – методическое пособие призвано помочь студентам в организации усвоения нового учебного материала, в его систематизации и закреплении полученных знаний. Сначала следует внимательно прочитать изучаемый теоретический материал, затем просмотреть задания и вопросы, предложенные к теоретическому материалу в учебно – методическом пособии, формулируя устно краткие ответы, и таким образом оценить степень усвоения вами учебного материала. При затруднении в ответе, на какой – то вопрос следует вернуться к тексту пособия и с его помощью выполнить это задание устно. После чего уже без помощи пособия письменно оформить ответы в рабочей тетради.

«Светолечение. Теплолечение. Водолечение».

Метод физиотерапии, заключающийся в дозированном действии на организм больного инфракрасного, видимого и ультрафиолетового и лазерного излучений.

По физическим данным свет представляет собой поток электромагнитных колебаний оп­тического диаметра, т.е. длина волны от 400 мкм (микрометров до 2 нм нанометр).

Инфракрасное излучение это тепловые лучи, длина волн от400 мкм до 600 нм, источни­ком их является любое нагретое свыше 1000° тело, чаще получают от спирали вольфрамоникелевой. Они проникают на глубину 4-5 см и поглощаются тканями, что проявляется образованием колорической эритемы (тепловой).

Электромагнитная энергия переходит в тепло, это приводит к ускорению физико­химических и биологических процессов, раздражению нервных рецепторов, а это ведет к расши­рению сосудов, ускорению кровотока, возникает гиперемия, повышается тканевая проницаемость, снижается мышечный тонус и спазм сосудов.

Читайте также:  Методы физиотерапии при гипертонической болезни

Инфракрасные лучи стимулируют репаративные процессы и снимают спазмы и боль.

1.Заболевания внутренних органов (подострые и хронические не гнойные):

Отравления тяжелыми металлами.

3.Заболевания периферической нервной системы:

Склонность к кровотечению;

Гипертоническая болезнь II-III стадии;

Острые гнойные воспалительные заболевания;

Аппаратура: лампа Минина, «Соллюкс», ванна световая.

Экспозиция с 10-15-30′, на курс — 5-10 процедур.

В спектре видимого света различают 7 основных цветов. Длина волны от 760 до 400 нм

красный, желтый, голубой, фиолетовый

Видимые лучи проникают в ткани организма на глубину до 1 см. При облучении видимыми лучами в организме происходят те же реакции, что и при воздействии инфракрасными лучами, по­казания и противопоказания к ним совпадают, т.к. их получают от одних источников и имеют об­щие эффекты.

В древние времена применяли лечение светом оспы, кори. В.М. Бехтерев обосновал лече­ние светом ряда нервно-психических заболеваний.

Он приписывал белому — анальгезирующее и успокаивающее действие, голубому-сильно успокаивающее,- красному — возбуждающее.

Установлено, что красный и оранжевый-возбуждают корковую деятельность, зеленый и желтый — уравновешивают процессы возбуждения и торможения, синий — тормозит нервно- психическую деятельность.

У новорожденных и недоношенных детей желтуху лечат голубым цветом, т.к. он разлагает билирубин, вызывающий желтуху. Используют лампы ВОД — 11(4 голубых и 2 белых лампы).

В 1960 году изобрели метод усиления света с помощью вынужденного излучения-так назы­ваемого — лазера.Лазерное излучение — это электромагнитное излучение оптического диапазона. Луч лазера имеет очень малое расхождение в стороны, что позволяет концентрировать и перено­сить большую энергию на значительное расстояние, не имеющее аналога в природе. Его действие базируется на свойстве атомов (молекул) под влиянием внешнего воздействия переходить в воз­бужденное состояние.

из активного рабочего вещества;

Различают: газовые (гелий-неоновые), твердотелые (рубиновые) лазеры на парах металла (пары меди), полупроводниковые (используют сульфат калия).

Применяют низкое энергетическое лазерное излучение:

Механизм действия состоит из взаимодействия мощного излучения с веществом: в веще­стве (ткани организма)- происходят мощные электромагнитные колебания.

Характерными особенностями лазерного излучения, отличающими его от других известных источников, являются: монохроматичность (одна длина волны) и когерентность- одинаковая фазность, поляризованность и изотропность (одинаковая направленность) потока излучения.

Физиологические реакции: с его помощью можно изменить течение биохимических реак­ций, структуру молекулы, снижать свертываемость крови. Малые мощности стимулируют процес­сы регенерации в тканях, оказывают анальгезирующее действие, противовоспалительное, сосудо­расширяющее, бактерицидное, десенсибилизирующее, иммуностимулирующее.

Заболевания органов пищеварения-

панкреатит, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

Заболевания органов дыхания —

дерматозы «ожоги в стадии заживления.

индивидуальная непереносимость лазера

декомпенсированные состояния ССС,

сахарный диабет в стадии декомпенсации

Аппаратура: «Узор — 2К», «Лазурит-ЗМ», АЛТП-2, «Платан М 1», ЛГ-75-1 и др.

Длина волны от 400 до 1 ВОнм.

Лучи проникают в ткани на глубину от 0,6-1 мм и поглощаются эпидермисом.

Прямое действие их вызывает денатурацию и последующую коагуляцию белка, что после его ферментативного расщепления приводит к образованию БАВ (гистамин, ацетилхолин).

Всасываясь в кровь, эти вещества оказывают вторичное действие на тонус сосудов, мышц, нерв­ных рецепторов, обменные процессы.

Многообразие действий УФЛ объясняет их жизненную необходимость для нормального протекания физиологических процессов.

Механизм действия: под влиянием ультрафиолетовых излучений происходит превращение провитамина «Д» в витамин «Дз» (эргокальциферол) — это его антирахитическое действие.

Ультрафиолетовые лучи обладают бактерицидным действием. Под их действием в коже возникает эритема через 12-24 часа, которая сопровождается расширением сосудов, активизацией ферментативных и обменных процессов. Далее происходит некробиоз клеток эпидермиса, кото­рые отшелушиваются к 7-9 дню и заменяются молодыми клетками, а кожа пигментируется. Вы­деляют эритемообразующее и пигментообразующее действие, иммуностимулирующее, общебио­логическое, общебиологическое.

Дозирование осуществляется с учетом индивидуальной биодозы. Биодоза — это минималь­ное время облучения с определенного расстояния для получения четко очерченной эритемы (фо­тоожог I степени с четко выраженными краями). Длина волны от 400 до 180 нм.

Определяется биодоза по формуле X = t (n-m+1),

X — величина биодозы (в сек);t — время облучения 6-го отверстия;п — число облученных отверстий

m — числоэритемных полосок.

1.Заболевания внутренних органов:

последствия переломов костей,

Применяют две из основных методик УФО: общую и местную. Общие методики и на слизи­стые отпускают в субэритемных дозах. Общие УФО бывает групповыми и индивидуальным. Групповое используют для профилактики заболеваний, а индивидуальное — для лечения заболева­ния.

Существует много схем общего УФО, их можно разделить на 3 типа: основная (начиная с 1/4 б)замедленная -с 1/8 и ускоренная 1/2. Повторный курс через 8 недель.

Местные методики бывают очаговые, внеочаговые, рефлексогенных зон, облучение кожных по­лей и фракционированное. Местные методики отпускают в эритемных и гиперэритэмных дозах. При проведении процедур надевают очки.

В настоящее время применяется УФО для облучения крови. При гематотерапии в ор­ганизм вводится аутокровь, измененная, вследствие реакций, возникающих под влиянием УФО, как в плазме, так и в клеточных элементах.

УФО крови повышает концентрацию иммуноглобулинов, наступают изменения в уровне сен­сибилизации лимфоцитов к нормальным тканевым антигенам.

Положительное действие метода при сосудистых заболеваниях связано с периферической ва-зодилятацией, улучшением коллатерального кровообращения, нормализацией противосвертыва- ющих свойств крови, повышением кислородной емкости крови и способности тканей утилизиро­вать кислород.

Аппаратура: ОУШ — 1, облучения для носоглотки «ОН-7», ОУП — 1, УФО — 1500 и др.

К наиболее распространенным водолечебным процедурам относятся: обливание, обтира­ние, влажные укутывания, души и ванны.

Общее обливание: когда больного обливают из ведра (2-3 ведра t°+34 +32°). В дальнейшем при каждой последующей процедуре температуру снижают и доводят до +20°+22°. После тело растирают согретой грубой простыней до покраснения кожи. После этого больной отдыхает 30-40 мин.

На курс лечения 15-30 процедур.

Местное обливание: проводят из кувшина или резинового шланга t°+16+20, обливают В/К, Н/К, спину с последующим растиранием. Обливание оказывает тонизирующее действие и приме­няется при функциональных расстройствах нервной и сердечно-сосудистой систем и для закали­вания.

Его проводят больным страдающим неврастенией, больным с пониженным обменом веществ и для закаливания. После обертывания простыней, смоченной водой с t28-20, тело растирают че­рез простынь в течение 1-2 мин., а после растирают сухой простыней. Процедура оказывает осве­жающее и общее тонизирующее действие.

При общем укутывании обнаженного больного укладывают на кушетку, покрытую суконным одеялом и сверху холщовой простыней, смоченной водой температурой 30-25°С и хо­рошо отжатой. В определенной последовательности больного заворачивают сначала в простыню, а потом в одеяло. После процедуры больного тщательно обтирают и оставляют лежать покрытым сухой простыней и одеялом. Продолжительность процедуры зависит от её цели и фазности реак­ции организма: для возбуждающего и жаропонижающего действия — 10-15 мин; для успокаиваю­щего эффекта при гиперстенической форме неврастении, при бессоннице, в начальных стадиях гипертонической болезни — 30-40 мин )2-я фаза); для потогонного действия при нарушениях об­мена веществ, ожирении, подагре и с целью дезинтоксикации — 50-60 мин. и более (3-я фаза).

На курс лечения 15-20 процедур.

При непереносимости больным влажных укутываний применяют сухие. Методика их прове­дения та же, что и влажных, но используют сухую простыню. Продолжительность процедуры со­ставляет 30-60 мин. Процедура оказывает успокаивающее и потогонное действие.

Местное укутывание (компресс) может быть охлаждающим и согревающим. При охлаждаю­щем компрессе (при травме, ушибе) на соответствующий участок тела накладывают сложенную в несколько слоев, смоченную холодной водой со льдом и отжатую салфетку. Обычно пользуются двумя салфетками, последовательно сменяемыми.

При согревающем компрессе на соответствующий участок тела накладывают последовательно смоченный в воде 20-15°С) и отжатый кусок мягкой ткани, вощаную бумагу или компрессную клеенку несколько большего размера, слой ваты и фиксируют бинтом. Компресс должен плотно прилегать к коже, не пропуская воздуха. Через 5-6 ч компресс высыхает и его снимают.

Души — водолечебная процедура, основанная на воздействии на тело струями воды различной формы, определенной температуры и давления. Действие душа основано на сочетании термиче­ского и механического влияния воды. Механический фактор наиболее важный.

1.по форме и направлению струи: дождевой, игольчатый, пылевой, циркулярный, восходя­щий или промежностный, струевой или душ Шарко, веерный и шотландский, кишечный душ

2.по температуре воды: холодные 8°-18°, прохладные 25°-32°, индифферентные 33°-35°, теп­лые 36°-38°.

3.по степени давления воды: низкого давления до (1 атмосферы), среднего (1,5-2 атмосфе­ры) и высокого 2,5-4 атмосферы)

4.по локализации (местные и общие).

Ванны — наиболее распространенные гидротерапевтические процедуры, суть которых состо­ит в погружении всего тела или его части в воду определенного химического состава и температу­ры. Они делятся:

по составу: пресные, ароматические, лекарственные, минеральные Тело погружается до уровня шеи или частично в воду на определенное время.

общие (полные) погружают до уровня шеи, исключая сердце, объем 200-250 л воды.

поясные или полуванны, в которую погружают нижнюю половину тела. V-120-130 л Н2О

местные или частичные для погружения конечностей, их называют камерными. 30-40 л

ванны различают по температуре воды:

холодные (8-18°) продолжительностью (1-5 мин.) оказывают тонизирующее действие, активизируют обмен веществ

прохладные ванны (20-33°), отнимая тепло от организма, повышают обмен веществ, то­низируют ССС и возбуждают нервную систему

индифферентные (34-36°) продолжительностью 10-15 мин. оказывают освежающее, бодря-рящее действие, а продолжительностью 15-25 мин — успокаивающее действие

теплые (37-38°) продолжительностью 10-20 мин. уменьшают раздражительность,норма­лизуют сон, оказывают болеутоляющее действие, спазмалитическое действие, сосудо­расширяющее

горячие (40-42°) продолжительностью до 20 мин. оказывают возбуждающее действие на нервную систему и ССС, задерживают тепло в организме и повышают обмен веществ.

по составу: пресные, ароматические, лекарственные, минеральные, газовые и др.

Они оказывают термическое влияние. Длительность ванн зависит от t°, холодные и горячие (2-5′), теплые и индифферентная от 10-15’до 20-30′. Контрастные ванны применяют для закаливания. Горячая ванна повышает обмен в/в, возбуждает Н и ССС. Теплая ванна оказывает спазмалитиче­ское, сосудорасширяющее, освежающее действие. Прохладная — активизирует в/в. Индифферентная оказывает седативное, противозудное действие.

После процедуры больного насухо вытирают, укутывают и оставляют отдыхать на кушетке 20-30 мин.

Ванны с использованием ароматических и лекарственных веществ

Лечебный эффект пресных ванн усиливается химическим фактором лекарственных трав.

Хвойные ванны. Аромат хвои успокаивает, применяется при неврозах t°35-37° длительность 10-15′. Шалфейные ванны оказывают обезболивающее и успокаивающее действие. Длительность — 8-15′ Т° 35-37° 2-3 раза в неделю.

Горчичные ванны применяются как общие, так и местные при заболеваниях органов дыхания Т° 37-39°, Общая ванна 5-8 мин., а длительность местной ванны — 10 мин,

Скипидарные ванны — для лечения пояснично-крестцового радикулита, артерий нижних конечнос­тей. Обладают выраженным раздражающим и анальгезирующим действием.

Газовые ванны— вода перенасыщенная газом в виде пузырьков.

— кислородные — седативное действие и механическое, бывают только искусственно приго­товленные

— жемчужные ванны — воздействие водой с множеством пузырьков воздуха. Оказывают механическое воздействие. Показано при функциональных нарушениях ЦНС, первой стадии ГБ и общим утомлении. Длительность ванны — 10-15 мин.

— искусственные углекислые ванны -1°(34-36°) они оказывают химическое действие на нерв­ные рецепторы кожи, расширяются капилляры кожи, происходит перемещение крови из депо к периферии, а также увеличивается количество циркулирующей крови. Показаны при нерезко выраженном нарушении кровообращения и функциональных расстройствах ЦНС. Длительность 6-10 мин.

— искусственные сероводородные ванны-основным действующим фактором является сероводород, растворенный в пресной воде. Они улучшают кровообращение и обмен в тканях, число сердечных сокращений уменьшается, АД понижается.

Показания: некоторые заболевания ССС, хронические заболевания суставов, мышц, ревматичес­кого и обменного характера, хронические воспалительные процессы женских половых органов, при заболеваниях кожи.

Противопоказания: заболевания в стадии декомпенсации, эндо и миокардиты, выраженная стенокардия, ГБ с нарушением мозгового и коронарного кровообращения, туберкулез, беременность (начиная с 5-го месяца), острые воспалительные заболевания суставов, злокачественные новообра­зования и др. t°35-37°, продолжительность- 5-15 процедур через день.

— искусственные родоновые ванны — они усиливают обменные процессы, оказывают общее успокаивающее и болеутоляющее действие, нормализует АД, улучшает сократимость сердца. Применяется при полиартритах, остеохондрозах, неврозах, заболеваниях перифе­рической нервной системы, гинекологических заболеваниях. Т°36-37°, длительность про­цедуры 10-15 мин. курс — 15-20 процедур.

Сюда относятся лечебные грязи, озокерит, парафин, глина, песок. Они являются теплоноси­телями или пелоидами. Лечение ими называется пелоидотерапия. Они длительно удерживают тепло и постепенно отдают его организму. Их используют для прогревания организма.

Лечение парафином — нагревают его на водяной бане до 70°, а отпускают его с температурой 55- 60°. Существуют методики: наслаивания, парафиновые ванночки и самый распространенный ме­тод салфетно-апликационный. Местное применение парафина оказывает рассасывающее, болеуто­ляющее, противовоспалительное и антиспастическое действие. В тканях улучшается крово и лим­фообращение и трофика. Выделяют термическое и механическое действие.

Показания: при подострых и хронических воспалительных заболеваниях ОДА, хронических вос­палительных заболеваниях женских половых органов. Длительность процедуры 30-60 мин. Выделяют термическое и механическое действие.

Лечение озокеритом — горный воск, нефтяного происхождения как и парафин, только черного цвета. Отпускают с t°45-50°.

В отличии от парафина он оказывает еще и химическое действие за счет содержания в нем БАВ. Озокеритовые аппликации оказывают противовоспалительное действие, антиспастическое и уси­ливающее регенерацию тканей.

Больного не обмывают, так как продолжает действовать БАВ.

Показания: хронические воспалительные спастически процессы различной локализации, хрониче­ские заболевания кожи, последствия травм.

источник