Меню Рубрики

Виды физиотерапии в педиатрии

Физиотерапевтические методы лечения в педиатрии нашли широкое применение. Многие виды воздействий применяются уже с первых дней после рождения ребенка.

Физиотерапия дает хорошие результаты в лечении достаточного количества заболеваний. Существует множество методик, используемых для борьбы с различными патологиями. Эффективность такого лечения подкреплена научными исследованиями.

Однако надо знать о том, что детям процедуры назначаются иначе, чем взрослым. Необходимо соблюдать определенные правила, следование которым поможет получить максимальную пользу от лечения и избежать возможного появления негативных реакций.

Функциональное состояние, строение тканей и физиология детского организма имеют ряд отличий от взрослого и меняются по мере взросления и роста человека. Эти особенности в обязательном порядке учитываются при определении конкретного лечебного фактора, подборе параметров воздействия, локализации и времени проведения процедуры.

  • Толщина и количество клеточных слоев кожного покрова ниже, чем у взрослых. Эпидермис отличается высокой гидрофильностью. Тонкость и рыхлость детской кожи должны учитываться индивидуально.
  • Нервная система характеризуется ускоренным формированием рефлексов, преобладанием возбуждающих процессов над тормозящими. Помимо этого, действие физических факторов не ограничивается областью проведения лечения, а распространяется по нервным волокнам на соседние сегменты спинного мозга быстрее и шире, чем у взрослых.
  • Меньшая плотность костной ткани грозит большей подверженностью травмам. Костная ткань отличается высоким содержанием воды, что позволяет энергии физических факторов проникать глубже и оказывать выраженное воздействие.
  • Большой (по сравнению со взрослым организмом) размер сердца, более тонкие и свободно расположенные мышечные волокна. Определенные особенности физиологии сердечной деятельности.
  • Короткие и узкие носовые ходы, недостаточно развитые придаточные пазухи, слабое увлажнение дыхательных путей.
  • Широкие почечные лоханки и мочеточники, недостаточная фильтрационная способность почечных клубочков.

Для того чтобы лечение проходило максимально эффективно, необходимо выполнять ряд правил и помнить об определенных особенностях при назначении и выполнении физиотерапевтических процедур.

  • Детский организм отзывается на лечение быстрее взрослого.
  • Воздействие на одну область можно повторять не ранее, чем через 2 месяца. При необходимости проведения повторного курса лечения на том же месте следует выбрать другой физический фактор.
  • Детям назначают, как правило, один лечащий фактор на курс лечения, т. к. их организм более восприимчив к физиотерапевтическому воздействию, а совместное воздействие преформированными (аппаратными) физическими факторами усиливает эффект каждого из них в отдельности. При необходимости воздействия двумя факторами временной промежуток между процедурами должен составлять не менее 2 часов.
  • Дозировать интенсивность лечебного фактора следует начиная с минимальных параметров, постепенно увеличивая до необходимых. Они всегда меньше, чем при лечении взрослых пациентов.
  • В педиатрии рекомендуется проведение только местных процедур, от общих лучше отказаться.
  • Время процедуры всегда меньше, чем для взрослых, т. к. детский организм способен быстрее ответить на лечение и быстрее утомляется.
  • Предпочтительнее назначать процедуры в импульсном, более мягком режиме по сравнению с непрерывным.
  • Воздействие следует проводить в присутствии врача.
  • При любом отрицательном изменении в состоянии маленького пациента необходимо прервать лечение.
  • Для детей раннего возраста не применяют пугающие методики: электросон по глазнично-затылочной методике, дарсонвализацию в искровом режиме, интраназальный электрофорез и др.
  • Не рекомендуется без особой необходимости назначать ребенку лазерное излучение, так как оно оказывает мощное биостимулирующее действие и может вызвать непредсказуемые реакции со стороны детского организма.

Сочетать методы физиолечения можно по следующим схемам:

  • 1 вид аппаратного лечения + массаж;
  • 1 сеанс аппаратного лечения + 1 процедура водолечения;
  • 1 процедура аппаратного лечения + 1 процедура теплолечения.

В некоторых случаях допустимо сочетание двух лечебных аппаратных (преформированных) факторов.

Физиолечение нельзя проводить:

  • при умственном или физическом переутомлении ребенка;
  • менее чем за 30—40 минут до приема пищи и 1 час после еды;
  • во время или сразу после перенесенного острого инфекционного заболевания;
  • на зону роста костей, проекцию сердца, полые и эндокринные органы;
  • при склонности к кровотечениям;
  • при сниженной массе тела;
  • на области с нарушением целостности кожного покрова;
  • при наличии гнойно-воспалительных заболеваний, при опасности диссеминации заболевания;
  • при снижении адаптационных возможностей организма;
  • при выявленной непереносимости физического фактора.

Благотворно на детей действует бальнеотерапия, курортное лечение, теплолечение, медицинский массаж, магнитотерапия, светолечение, ультрафиолетовое излучение длинно- и средневолнового спектра, синусоидальные модулированные токи.

Электроды тщательно фиксируются с помощью эластичных бинтов. Контактные прокладки необходимо использовать более толстые, чем для взрослых. После проведения процедуры кожу рекомендовано смазывать маслами или жирным детским кремом для увлажнения и питания слоев дермы, ведь ток оказывает местное раздражающее действие. Медсестра должна перед и после каждого сеанса внимательно осматривать кожу ребенка на предмет возможных повреждений.

Чаще всего в педиатрии применяются синусоидальные модулированные токи (с трех месяцев) в переменном режиме, в том числе для электростимуляции.

Флюктуоризация назначается детям с полугодовалого возраста.

Гальванический ток применяют для проведения внутритканевого электрофореза (с первых дней жизни), гальванического воротника по Щербаку (с 2 лет) или электрофореза по Вермелю (с новорожденного периода).

Ультратонтерапия и дарсонвализация назначаются в педиатрии с двухлетнего возраста. Ультратонтерапия предпочтительнее за счет хорошего теплового эффекта и менее выраженного раздражающего действия. Детям процедура проводится по контактной методике или используется марлевая салфетка для создания стабильного зазора. Лечение проходит при низкой или средней интенсивности, время сеанса зависит от возраста ребенка.

Электросон применяется с 2-3 лет по лобно-затылочной методике. Время сеанса составляет от 15 минут до 1 часа.

Диадинамические токи обладают более выраженным раздражающим действием на кожный покров ребенка, поэтому применяются реже, чем амплипульстерапия. Методика назначается с 2-3 лет.

Данный метод лечения получил широкое применение в педиатрии, т. к. при правильном проведении процедуры не вызывает негативных реакций со стороны детского организма и благотворно на него воздействует.

В педиатрии с первых дней жизни ребенка часто используется инфракрасный, красный, синий спектры светового излучения.

Новорожденных детей с гемолитической болезнью лечат, подвергая воздействию синего света по специальной схеме.

Ультрафиолетовое облучение

Данный вид физитерапии применяется у детей с рождения для профилактики и лечения многих патологий.

Существуют общая и местная методики.

Общая методика в средне- или длинноволновом диапазоне применяется при кожных заболеваниях и для профилактики рахита. Местно УФО назначают при заболевании ЛОР-органов, определенных кожных заболеваниях и др.

Перед началом лечения всегда вычисляют индивидуальную биодозу ребенка с помощью биодозиметра для определения времени процедуры.

При необходимости применения эритемной дозы УФ-облучения используют перфорированную клеенку для смягчения воздействия ультрафиолета на кожный покров.

Противопоказания для назначения данного вида лечения общие. Помимо этого, УФО не применяется при низком уровне гемоглобина, поражениях пупка, гиперкальциемии.

Лазеротерапия назначается не ранее двухлетнего возраста.

Магнитотерапия оказывает благоприятное воздействие на детский организм, применяется широко при травмах, поражениях суставов и других патологиях. Низкочастотное магнитное поле назначается с 1 года, высокочастотное – с 5 лет.

Электромагнитное поле ультравысокой частоты (УВЧ) применяется для лечения детей с первых дней жизни, предпочтение отдается бестепловым дозировкам (до 15 Вт). С 1 года до 3 лет мощность увеличивается до 20 Вт, с 3 до 7 лет – до 40 Вт, старше 7 лет – до 60 Вт. При воздействии на область головы при лечении детей дошкольного возраста максимальная мощность составляет 20 Вт, у школьников – 30 Вт. Для поддержания стабильного зазора между излучателем и поверхностью тела помещается прокладка определенной толщины, все фиксируется эластичными бинтами.

Время лечения составляет от 8 до 15 минут.

Индуктотермия назначается с зазором около 1,5 см через тканевую прокладку для электротерапии, процедура длится не более 12 минут.

При воспалительных заболеваниях бронхолегочной системы, органов брюшной полости назначают ДМВ-терапию, которая обладает местным действием. Процедура проводится контактно, поэтому не происходит общего облучения полями ребенка, в отличие от УВЧ-терапии и индуктотермии.

Контактную методику воздействия используют и при назначении СВЧ-терапии при патологии ЛОР-органов, поверхностных воспалительных заболеваниях кожи и подкожно-жировой клетчатки.

Франклинизация (воздействие электрическим полем) назначается с 14-15 лет и используется в неврологии, пульмонологии, хирургии.

Используется с первого месяца жизни при патологии опорно-двигательного аппарата. Интенсивность и время воздействия подбирается индивидуально. У детей в возрасте до 1 года плотность ультразвука составляет около 0,05 Вт/см², в 1 год при проведении процедуры мощность ультразвука не может быть больше 0,1 Вт/см². По мере роста детей она увеличивается, но не может быть больше 0,6 Вт/см².

В педиатрии активно применяются тепловые физические факторы, которые благотворно действуют на детский организм.

Озокерито- и парафинолечение применяется с 6 месяцев. Грязетерапия назначается с 2-3 лет.

Показаниями к данным физическим факторам являются хронические воспаления, состояния после травматических повреждений и острых заболеваний. Интенсивность теплового воздействия должна быть меньшей, чем при проведении процедур взрослым, а время сеанса составляет 15—20 минут. Курс лечения рассчитан на 5—8 процедур. Повторно его можно проводить через 2—3 месяца.

Благоприятно сказываются на детском здоровье различные общие или местные ванны: жемчужные, хвойные, морские, подводный массаж. Души в детской практике не применяются, т. к. оказывают возбуждающее действие на ЦНС.

Щелочные и тепловлажные ингаляции назначаются при заболевании ЛОР-органов уже с первых дней после рождения. Лекарственные средства используют с большой осторожностью, т. к. детский организм склонен к развитию аллергических реакций.

Массаж применяется при множестве патологий с первый дней от момента рождения маленького пациента, а также профилактически в плановом порядке.

Важнейший вид лечения, применяемый в педиатрии. Под руководством врача или инструктора занятия гимнастикой укрепляют мышечный корсет, увеличивают толерантность к физической нагрузке, улучшают координацию движений, улучшают кровоснабжение органов и тканей, стимулируют дыхательную систему и решают многие другие вопросы. ЛФК проводится с первых недель жизни ребенка и обычно сочетается с одновременным проведением массажа.

Или соляные пещеры назначаются в педиатрии с 6-месячного возраста для лечения патологии дыхательной системы, а с 1 года и в качестве профилактики простудных заболеваний.

Лечение сменой места обитания применяется широко. Воздействие солнечной радиацией, морским воздухом, микроклиматом лесов, сухим или влажным климатом, измененным давлением подбирается в индивидуальном порядке в зависимости от возраста пациента, имеющихся заболеваний и других факторов.

Физиотерапевтическое лечение позволяет укрепить детский организм, повысить его устойчивость к различным заболеваниям, избежать лишнего приема фармацевтических препаратов или снизить их дозировку, ускорить выздоровление и восстановление организма после заболевания. При грамотном лечении маленьких пациентов невозможно обойтись без назначения физиотерапевтических процедур.

источник

Особенности применения методов физиотерапии у детей. Выбор методики, параметров воздействия в зависимости от реактивности у детей аллергиков. Физическая и химическая терморегуляция у детей. Предупреждение отрицательных реакций на физиовоздействие.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

В каждом лечебном учреждении имеются физиокабинет или отделение, где широко применяются физические факторы, полученные с помощью аппаратов.

Достижения физики, радиоэлектроники, приводят к созданию новой, более совершенной аппаратуры, также разрабатываются и новые, эффективные методы лечения больных.

При этом лечебный процесс усложняется и становится более трудоемким.

Медсестры выполняют одну из сложных и ответственных обязанностей. Их работа требует знания сложных физиотерапевтических аппаратов, умения работать на них и правильно эксплуатировать, необходимых навыков для выполнения назначенных методик лечения, техники проведения процедур и правильного дозирования, а также знаний о физиологическом и лечебном действии физических факторов.

1. Особенности физиотерапии в детской практике

Особенности применения методов физиотерапии у детей обуславливает возрастными анатомо-физиологическими различиями и своеобразием патологии. Организм ребенка отличается не только меньшими размерами, но и качественно, он постоянно растет, развивается, что ограничивает приспособительные возможности. Болезнь нередко приводит к задержке развития.

Задачей применения физических факторов являются профилактика и лечение заболеваний, а также обеспечения развития всех систем и функций в соответствии с возрастом. При выборе факторов необходимо учитывать возраст ребенка, характер, стадию болезни и механизм действия фактора.

Важное значение имеет выбор методики, параметров воздействия в зависимости от индивидуальной реактивности, особенно у детей аллергиков. В тоже время методы немедикаментозного лечения имеют особенно большое значение при аллергических заболеваниях, позволяя уменьшить дозу лекарства, нивелировать их побочное действие.

В детском возрасте физические методы играют существенную роль в профилактике заболеваний, повышение устойчивости детского организма к неблагоприятных внешним и внутренним влияниям.

2. Анатомо-морфологические особенности детей

Особенности применения физических факторов определяется, прежде всего, особенностями нервной системе, кожи (которая в первую очередь подвергается действию факторов), теплорегуляции, обменных процессов, сердечнососудистой и других систем. Эти различия выражены тем больше, чем меньше возраст ребенка.

Нервная система характеризуется незавершенностью развития, повышенной чувствительностью и широкой иррадиацией, быстрой истощимостью. Клетки головного мозга имеют эмбриональный характер, их рост и качественная дифференцировка продолжаются еще в течение 7 лет жизни. В школьном возрасте в связи с нейроэндокринной перестройкой вновь возрастает чувствительность нервной системы, легко возникают функциональные нарушения, что может обусловить неадекватную реакцию на действие фактора у этих уже больших детей.

Читайте также:  Метод физиотерапии по воздействию на организм человека

Кожа ребенка более тонкая, нежная, чем у взрослых, ее барьерная функция выражена слабее. Вследствие обильной васкуляции и содержания воды кожа ребенка обладает высокой всасывающей способностью, поэтому резорбтивное действие химических ингредиентов минеральных вод, лечебных грязей, лекарственных препаратов при электрофорезе больше. Капиллярно-сосудистая сеть богато развита, тонус сосудов — лабильный и реакция покраснения, характерная для действия многих факторов, появляется быстрее при меньших дозах. Относительная площадь поверхности кожи у ребенка больше (у новорожденного в 3 раза, а 8 — летнего ребенка в 2 раза), чем у взрослого. Это увеличивает чувствительность детей к действию физических факторов. Относительно большее число нервных рецепторов кожи в связи с большой поверхностью приводит к необходимости уменьшать площадь воздействия, чтобы избежать передозировки.

Процессы обмена веществ совершаются более интенсивно, биологически активные вещества образуются в большем количестве, чем у взрослого, что может быть причиной повышенной реакции на действие факторов. Несовершенство физической и химической терморегуляции у маленьких детей способствует перегреванию или переохлаждению, поэтому тепловые и прохладные закаливающие процедуры проводятся с меньшей дозировкой, более постепенно. Однако большие резервные, компенсаторные возможности детского организма обуславливают более высокую эффективность малых доз.

Костно-мышечная система у детей раннего возраста отличается физиологической слабостью, что требует более строгого дозирования физических нагрузок. Высокое содержание воды в костной ткани при меньшем количестве плотных веществ обеспечивает высокую эластичность и глубокое проникновение энергии электромагнитных волн и других факторов. Наибольшей тропностью к костной ткани обладают ДМВ и СМВ, что объясняет высокую эффективность применения их при травмах и остеомиелитах у детей. Действие электрического тока распространяется не только на мягкие ткани, но и костную, точнее надкостницу, в которой также депонируются введенные методом электрофореза, фонофореза лекарственные препараты. Для профилактики и лечения рахита, в патогенезе которого основная роль принадлежит авитоминозу «D», созревания и нормального функционирования постоянно увеличивающей свою массу костной системы, поддержания в крови необходимого уровня ионизированного кальция, достаточно эффективно курсовое общее УФ-облучение, а также местное (кисти, стопы, лицо) в эритемных дозах 1-2 раза в неделю. В старшем возрасте бороться с кальциевой недостаточностью помогают также углекислые ванны, в том числе газовые, способствующие образованию карбонатов, используемых организмом для построения кости.

Мышечная ткань ребенка отличается меньшей толщиной мышечных волокон. Мышечная система у новорожденных и грудных детей характеризуется малым объемом мышц и гипертонией сгибателей на фоне ослабленных разгибателей. Электровозбудимость нервно-мышечного аппарата у детей первых недель жизнь меньше, чем у старших и взрослых. В ответ на применение физических факторов, в частности, импульсных токов, у новорожденных детей и детей раннего возраста нередко возникает гипервозбудимость мышц со склонностью к тетании. Необходимо использовать параметры и токи, адаптированные детскому организму.

Для предупреждения отрицательных реакций на физиовоздействие первые процедуры детям проводят при меньшей дозе или «плацебо» (без включения аппарата). Перед процедурой доступно объясняют необходимость ее проведения и ожидаемые ощущения. Элемент психотерапии весьма желателен. Не применяют детям раннего возраста физических факторов, действие которых вызывает отрицательные реакции, пугает. В частности электросон по глазнично-затылочной методике; дарсонвализацию с использованием искрового разряда, интроназальный электрофорез. При назначении процедур учитывают частоту и время кормления ребенка. Проводят процедуры не ранее чем через час после кормления и не позже 30-45 минут до него.

При процедурах аппликационного характера электроды, конденсаторные пластины, излучатели и пр. тщательно фиксируют с помощью эластичных бинтов. До и после процедуры медсестра обязана тщательно осмотреть участок кожи, подвергшийся воздействию для выявления возможных повреждений, мацерации. Во избежание сухости кожу после воздействия гальваническим или импульсивными токами смазывают кремом или растительными маслами. В первую очередь это относится к новорожденным и грудным детям. В лечении детей используют все физические факторы, примерно при тех же локализациях воздействия, что и у взрослых. Однако дозы воздействий по интенсивности, продолжительности площади приложения энергии значительно отличаются от параметров воздействий для взрослых; различны они и при разном возрасте детей.

Все вышеуказанное определяет особенности применения физических факторов у детей, выбора оптимального метода, методики проведения процедур с учетом возрастных индивидуальных особенностей дифференцированных показаний и противопоказаний.

3. Особенности дозирования воздействий у детей

Ультрафиолетовое излучение имеет жизненно важное значение для растущего организма. При длительном дефиците солнечных УФ — лучей могут развиться явления световой недостаточности, у маленьких детей — рахит. Дозируют УФ-облучения с учетом индивидуальной биодозы, которую определяют через 6-8 и 24 часа, так как пороговая эритема может возникнуть и ослабеть. Показания к применению весьма разнообразны.

Общие профилактические УФ им ДУФ-облучения проводят в осенне-зимнее время малыми (от 1/8 — ј биодозы на каждую поверхность тела) постепенно возрастающими дозами (на 1/8 — на 1/4 биодозы через 1-2 облучения до 1,5-2 биодоз в зависимости от возраста) через день; на курс лечения 15-20 облучений. Курс повторяют через 4 месяца. Общие профилактические УФ-облучения детям можно проводить с 1 месяца. Площадь УФ — облучения у детей до 1 года не должна превышать 60-80 см 2 , от 1 до 3 лет — 100 см 2 , 3-7 лет — 150 см 2 , 7-12 лет — 200 см 2 . начальные дозы у детей до 5 лет не должны превышать одной биодозы, у школьников — 2 биодоз (с учетом регионарной чувствительности кожи). Облучения проводят через 1-2 дня субэритемными, эритемными дозами. Применяют на очаг воспаления (при заболеваниях кожи, подкожной клетчатки, суставов, ЛОР — органов, периферических нервов, при бронхолегочных, желудочно-кишечных заболеваниях) или на рефлексогенные сегментарные зоны (при нервозах, аллергических заболеваниях, дерматозах, язвенной болезни и др.). У детей первого года жизни при бронхопневмонии используют фракционную методику. Облучение слизистой оболочки носа и зева проводят УФ или КУФ — лучами через тубус, с 1/6 — ј постепенно увеличивая дозу Ѕ до 1 биодозы. В детских лечебно — профилактических учреждениях широко используется бактерицидное действие УФ-излучения для обеззараживания воздуха в помещении, игрушек, постельных принадлежностей.

Гальванизацию и лекарственный электрофорез применяют детям с 2-3 недель жизни. Максимальная плотность тока детям до 1 года жизни — 0,01 — 0,02 mA/ см 2 длительность — до 10 минут; в дошкольном возрасте — 0,03-0,05 и 10-15 минут соответственно; старше 7 лет — от 0,05 до 0,07 mA/ см 2 и до 15-20 минут; на курс лечения от 10 до 12-15 процедур.

Применяют различное расположение электродов: поперечное, продольное, сегментарно-рефлекторное, эндоназальное, по Вермелю. При проведении общей гальванизации детям первых месяцев жизни электроды располагают следующим образом: анод — в межлопаточной области и катод — на передней стенке живота. Детям от 6 месяцев до 2 лет катод располагают на передней поверхности бедер, старше двух лет — по общепринятой методике. Гальванический воротник по Щербаку проводят, располагая «шалевый» электрод площадью от 200 до 500 см 2 (в зависимости от роста) на уровне С6-T2, второй электрод на пояснично-крестцовой области; силу тока от 2-4 mA постепенно увеличивают до 8-12 mA (по переносимости), время воздействия — от 6 до 12-16 минут (через каждые 2 процедуры на 2 минуты); на курс лечения — 10-12 процедур.

При лекарственном электрофорезе на воротниковую зону сила тока и продолжительность оптимальные в течении всего курса из 10-12 процедур.

Метод лекарственного электрофореза имеет очень широкие показания при подострых и хронических воспалительных заболеваниях, функциональных нарушениях и болезнях нервной системы, органов пищеварения, дыхания, опоры и движения. Противопоказания — общие для физиотерапии, а также выраженное обострение воспалительного процесса, нарушение целости кожного покрова, непереносимость отдельных препаратов, гальванического тока.

Необходимо следить, чтобы токонесущие провода были припаяны к свинцовым электродам; электроды фиксируют эластичным бинтом. Процедуры проводят под постоянным контролем персонала. Детей до 3 лет во время процедуры держат родители или персонал. При лекарственном электрофорезе детям предпочтительнее применять минимальную концентрацию, указанную в таблицах.

Электросон. Воздействие импульсивным током низкой частоты при глазнично-затылочном расположении электродов можно проводить детям старше 2 лет. Дети боятся закрывать глаза, поэтому первую процедуру рекомендуется проводить после того, как ребенок увидел ее на другом пациенте и с небольшой силой тока. Частота импульсов от 5-10 до 40 — 80 Гц, продолжительность процедуры от 15-30 до 40 минут; на курс лечения от 10-12 до 15 процедур ежедневно или через день. Основные показания: функциональные заболевания нервной системы, неврозы реактивные состояния, дерматозы, бронхиальная астма, артериальная гипертензия, хорея. Противопоказания — общие для физиотерапии.

Дарсонвализацию местно можно проводить с двух лет и при малой мощности, что определяется по ощущению ребенка и положению на аппарате «Искра»; продолжительность воздействия от 5-7 до 10 минут. Лучше использовать у детей ток надтональной частоты(ТНЧ), когда отсутствует искровой разряд, от аппарата «Ультратон». Воздействуют грибовидным электродом наружно по лабильной методике, цилиндрическим, ректальным электродом — по стабильной. Основные показания: нейродермит, угри, гнездная плешивость, мигрень, хронический цистит, выпадение прямой кишки. Противопоказания — общие.

Синусоидальные модулированные токи назначают детям с 2-месячного возраста; процедуры хорошо переносятся детьми. Метод имеет большие возможности индивидуализации параметров электроды такие же, как при гальванизации. При выборе вида тока, его модуляций исходят из особенностей патологического процесса. Способность СМТ улучшать кровообращение, изменять чувствительность рецепторов, уменьшать болезненные спастические явления, а при большей силе тока вызывать мышечное сокращение определяет широкий круг показаний (невриты, травмы, неврозы, детские параличи, бронхиальная астма и др). общая продолжительность процедуры детям до 1 года составляет 10 минут, от 1 до 7 лет — 10-15 минут, на курс лечения от 8-10 до 15 процедур. Противопоказания — общие для физиотерапии, а также острый гнойный процесс, судорожные состояния, наклонность к кровотечению.

Индуктотермия. Воздействие переменным магнитным полем высокой частоты в педиатрической практике используется с 5 лет при подострых и хронических воспалительных заболеваниях органов дыхания, пищеварения, мочевыделения нервной системы. Детям применяют слабые и средние тепловые дозировки продолжительностью 10-20 мин. е/д или ч/д на курс 8-10 проц. С 6 месяцев применяют резонансный индуктор ЭВТ-1 от аппарата УВЧ-30 с выходной мощностью 30 Вт (диаметр 6 см).

Электрическое поле УВЧ используют у детей с первых дней жизни. Учитывая особую подвижность детей, для сохранения постоянства воздушного зазора конденсаторные пластины помещают на войлочную, фланелевую прокладку, соответствующей толщины (1-2-3 см). Кожа на месте воздействия должна быть сухой. Перед процедурой необходимо удалить из карманов имеющиеся металлические предметы, игрушки. Доза зависит от возраста, мощности, размера конденсаторных электродов и их локализации. Воздействия на область головы детям до 7 лет следует ограничивать; при необходимости применять выходную мощность 15-20 (не более 30) Вт, продолжительность воздействия от 5-6 до 8 минут; детям старше 7 лет — соответственно до 40 Вт и до 10 минут; на курс лечения от 6-8 процедур. При воздействии на грудную клетку, на конечности детям дошкольного возраста применяют воздействие мощностью до 30-40 Вт, продолжительность 5-8 минут; более старшим — до 40 Вт и 8-10 минут соответственно; на курс лечения от 5 до 8 процедур. Основные показания острые, подострые, хронические воспалительные процессы в коже, подкожной клетчатке, в органах дыхания и ЛОР — органах, печени, мочевых путях, суставах, периферических нервах.

Противопоказания — общие для физиотерапии, а также наличие гноя в замкнутой полости.

Сверхвысокачастотная терапия включает лечение сантиметровыми волнами(микроволнами) и дециметровыми. Ее назначают детям старше двух лет. Используют аппараты «Ромашка», «Ранет». Излучатель диаметром 4 или 10 см располагают контактно в области очага воспаления. Интенсивность детям до 5 лет — от 4-5 до 6-7 Вт, более старшим 8-12 Вт; продолжительность воздействия от 6-8 до 10 минут. Процедуры проводят ежедневно на курс лечения 6-8 процедур. Для лечения детей старшего возраста может быть применен аппарат «Волна-2».

Этот метод имеет ряд преимуществ перед СМВ, заключающихся в более глубоком и равномерном поглощении энергии тканями. Лечение СМВ проводят от аппарата «Луч-2», «Луч-3», при риносинусите, тонзиллите используют излучатель диаметром 3,5 см, интенсивность детям дошкольного возраста 2 Вт в течении 5 минут, от 3 до 7 лет — 4-5 Вт, более старшим детям 6-8 Вт при продолжительности воздействия от 6-8 до 10 минут ежедневно; на курс лечения 6-8 процедур.

Показания: острые, подострые воспалительные заболевания легких, желудочно-кишечного тракта, печени, суставов, лор-органов, мочевых путей. Противопоказания общие для физиотерапии.

Читайте также:  После физиотерапии боль усилилась

Низкочастотная магнитотерапия — метод, при котором используется воздействие переменным магнитным полем низкой частоты, генерируемым аппаратами «Полюс-1», «Полюс-2». Этот фактор хорошо переносится детьми, обладает мягким болеутоляющим действием. Дозирует воздействия ПеМПНч по индуктивности в миллитеслах (мТл) и времени воздействия (детям применяют от 9,8 до 25 мТл, что соответствует 1-4 положению указателя интенсивности). Продолжительность процедур проводимых ежедневно, от 10-15 до 20 минут; на курс лечения от 10 -15 минут до 20 процедур.

Показания: ожоги, дерматозы, невралгии, артралгии, бронхиальная астма, аритмии, вегетодистонии, нарушения сна. Противопоказания общие для физиотерапии.

Ультразвук в педиатрической практике используют с частотой 880 и 2640 кГц; такие частоты обеспечивают проникновение колебаний соответственно на глубину 4-5 или 1,5-2 см. частота 2640 мГц рекомендуется при лечении кожных очаговых воспалительных заболеваний. Ультразвук детям не используют на ростковые зоны костей.

При лечении очаговой инфекции в носоглотке целесообразно использование аппарата Лор-1А, Лор-3 с импульсным режимом воздействия. При лекарственном фонофорезе детям старше 3-5 лет используют импульсный режим и интенсивность от 0,1 до 0,3 Вт/см 2 , детям до 3 лет ультрозвуковая терапия проводятся только по особым показаниям при интенсивности от 0,05 до 0,1 до 0,3 — Вт/см 2 (для старших школьников при контрактурах). Длительность воздействия от 2-3 до 5 минут на одно поле; на курс лечения от 6-8 до 10 процедур проводимых через день.

Ингаляционная терапия используется у детей с первых дней жизни. На процедуру назначают разовую дозу лекарства, оказывающее местное и резорбтивное действие. При лечении грудных детей лучше использовать камеру, колпачок из плексигласа, который устанавливают над головой ребенка. Процедуры проводят через 1-1,5 ч. после приема пищи. В течение дня можно проводить от 1 до 3-4 ингаляций.

При физиотерапии больных детей необходимо учитывать, кроме возраста, особенности реактивности: аллергическая настроенность организма может обусловить неадекватную реакцию. Большого внимания требуют дети с невротическими реакциями. Ребенок не всегда может правильно оценить свои ощущения, поэтому важно наблюдать за его поведением, мимикой, окраской кожных покровов. Эффективность лечения во многом зависит от поведения персонала: спокойная обстановка, доброжелательный контакт с ребенком, уверенность в успехе улучшают результаты. Важно не перегружать ребенка процедурами.

Общими противопоказаниями к применению физических факторов являются: тяжелое общее состояние, фебрильная температура тела, активный туберкулез, повышенная кровоточивость, недостаточность кровообращения, функции почек, печени, тяжелая гипотрофия, злокачественные новообразования. Имеются противопоказания и к применению отдельных факторов: фотосенсибилизация — для УФ-излучения, нарушение термочувствительности — для тепловых процедур, наличие эпилептического синдрома — для электростимуляции и других электропроцедур, лекарственная аллергия — для применения этого препарата методом аэрозолей, электрофореза.

Особенности наложения электродов детям:

1. сила тока (или плотность) меньше:

— от 1 до 2 лет — 0,02 мА/см 2

— от 3 до 5 лет — 0,03 мА/см 2

— от 6 до 10 лет — 0,04 мА/см 2

— от 11 ло 14 лет — 0,05 мА/см 2

2. электроды небольшие от 50 см 2 до 150 см 2

3. прокладки с карманчиками

4. привязывают эластичными прорезиненными бинтами

5. фиксация электрода мешочком, наполненным песком

6. аппарат находится на недосягаемом для детей месте

7. токонесущие провода должны быть припаяны к свинцовым электродам

8. щит на гальванической доске должен быть включен на 5 миллиампер.

физиотерапия реактивность терморегуляция ребенок

Задача физиотерапии — это достижение наибольшего терапевтического эффекта при наименьшей нагрузке на организм путём усиления специфического и ослабления неспецифических компонентов действия физических факторов.

Выбор фактора, его дозы и способа применения, а также сочетания нескольких факторов определяется формой и стадией болезни и состоянием организма. Физиотерапевтические средства наиболее эффективны в начальном периоде болезни — при функциональных нарушениях.

В комплексе основных лечебных мероприятий их применяют также на других этапах лечения и медицинской реабилитации с целью воздействия на определённые процессы в организме на разных уровнях, в том числе клеточном и молекулярном.

Многообразие факторов и методик, применяемых в физиотерапии, определяет возможности индивидуализированного воздействия на организм и направленного влияния на патологический процесс без отрицательного побочного эффекта.

Физиотерапевтические процедуры используют главным образом для лечения парезов, параличей, болезней суставно-связочного аппарата, кожи, органов дыхания, нарушений обмена веществ и других заболеваний.

Поддерживать здоровье можно разными путями — с помощью постоянного применения лекарственных аппаратов, либо используя здоровый образ жизни и следя за своим самочувствием. Значительную роль среди различных способов приобретения здоровья играют лечебные физические факторы.

1. Боголюбов, Общая физиотерапии Москва-Петербург, 2000 — 96 с.

2. Воробьев М.Г., Физиотерапия на дому, СПБ, 1999 — 44 с.

3. Клиническая физиотерапия. / Под ред. Оржешковского В.В. Киев, 2001 — 173 с.

4. Клячкин Л.М. Физиотерапия. — М.: Медицина, 1998 — 211 с.

5. Улащик В.С., Очерки общей физиотерапии, Минск, 1998 — 53 с.

Раздел физиотерапии, связанный с применением в лечении больных только тех физических методов, эффективность которых доказана в доброкачественных исследованиях. Методология доказательной физиотерапии. Алгоритм применения методов практическими врачами.

реферат [143,1 K], добавлен 23.08.2013

Развитие физиотерапии как науки. Действие лечебных физических факторов на определенные органы и системы организма. Истоки формирования представлений о специфичности в физиотерапии. Причины реакций органов и тканей. Направленность действия на орган.

реферат [27,5 K], добавлен 23.08.2013

Лечебные физические факторы, которые являются предметом физиотерапии. Основные разделы физиотерапии: общая, клиническая и частная. Первые сведения об использовании природных факторов в лечебных целях. Формирование физиотерапии как самостоятельной науки.

реферат [25,6 K], добавлен 23.08.2013

Анатомо-физиологические аспекты сердца, этиология, патогенез и клиника его порока. Использование лечебной физкультуры, массажа и физиотерапии при пороках сердца у детей. Оценка и учет эффективности данных методик физической реабилитации ребенка.

дипломная работа [125,4 K], добавлен 19.04.2012

Исследование персонализированного подхода к назначению физических методов лечения пациентов. Факторы риска и причины болезней. Концепция персонализированной физиотерапии. Изучение алгоритма методологического подхода к разработке моделей физиотерапии.

реферат [1,3 M], добавлен 23.08.2013

Понятие физиотерапии, история ее возникновения и развития. Цели и задачи использования физических природных факторов в лечении некоторых заболеваний. Правила использования холода и тепла. Механизм воздействия горчицы и показания для ее применения.

презентация [1,2 M], добавлен 10.12.2013

Физиотерапия как неотъемлемая часть лечения и реабилитации после тяжелых травм. Механизмы воздействия на организм человека методов светолечения, механолечения, физикофармаколечения, водолечения, теплового лечения. Разнообразие методов электролечения.

презентация [1,6 M], добавлен 22.12.2014

Сущность и виды физиотерапии, показания для ее применения. Использование средств физиотерапии в сочетании с лечебной физкультурой. Нетрадиционные методы реабилитации. Особенности лечения с помощью электрического тока, магнитных полей, света и тепла.

реферат [29,0 K], добавлен 13.10.2013

Изучение задач физиотерапии. Классификация лечебных физических факторов. Методы модуляции типовых патологических процессов, системо-, органотропные и оздоровительные методы физиотерапии. Условия формирования специфических лечебных эффектов в организме.

реферат [44,4 K], добавлен 23.08.2013

Основные принципы применения лекарственных растений в детской практике. Фитотерапия желудочно-кишечных заболеваний, кожных болезней и простудных заболеваний грудных детей. Лекарственные растения, применение которых ограничено у детей раннего возраста.

курсовая работа [6,3 M], добавлен 24.10.2013

источник

Методические указания к 1-му занятию по общей физиотерапии: «Биофизические основы физиотерапии. Применение постоянного тока в клинике внутренних болезней»

Уважаемый студент! Настоящие методические указания ни в коей мере не заменяют ни учебник, ни другие учебно-методические пособия, ни лекции. Это лишь путеводитель, который позволит вам более четко структурировать материал, ничего не пропустить и лучше подготовиться к занятию по общей физиотерапии. Предполагается обязательная работа с базовым учебником (Боголюбов В.М., Пономаренко Г.Н.. Общая физиотерапия. – М.: Медицина, 2003.), ссылки на страницы которого приведены ниже, и конспектами лекций по соответствующим разделам. Кроме того, для лучшего усвоения материала мы рекомендуем пользоваться дополнительной литературой и учебно-методическими пособиями, указанными в разделе «Список литературы».

Как уже следует из заголовка темы, первое занятие построено из двух тематических блоков – это введение в дисциплину (основные общие вопросы) и глава, посвященная действию на организм гальванического тока.

Основы физиотерапии

1. Определение физиотерапии (Стр.6). Физиотерапия — область медицины, изучающая действие на организм природных и искусственно создаваемых (преформированных) физических факторов, применяемых для лечения больных, профилактики заболеваний и медицинской реабилитации. Обратите внимание на выделенные ключевые слова определения. Физиотерапия как дисциплина структурно делится на общую и частную (стр. 9).

2. Предмет физиотерапии (стр. 6). Лечебные физические факторы, их классификация. Для более конкретного наполнения приведенной на стр.6 классификации достаточно взглянуть на оглавление учебника.

3. Преимущества физиотерапии перед фармакотерапией (стр. 7-8). Физиотерапия не противопоставляется другим методам лечения, а является эффективным и ценным дополнением фармакотерапии.

4. Ознакомьтесь с очерком об истории развитии и становлении физиотерапии как науки (стр. 9-20).

5. Общие механизмы действия физических факторов. Взаимодействие физического фактора и организма проходит несколько стадий. 1). Физическая стадия – передача биологической системе энергии, которая в процессе взаимодействия с тканями проходит, рассеивается, поглощается и отражается. 2). Физико-химическая стадия характеризуется первичными физико-химическими сдвигами в клетках и окружающей их среде. Наиболее изученными первичными эффектами являются теплообразование (нагрев тканей), изменения рН, концентрации и соотношения ионов в клетках и тканях, образование свободных форм веществ, генерация свободных радикалов, изменение пространственной структуры (конформации) биополимеров, прежде всего, белков. Менее изученные первичные эффекты — изменение физико-химических свойств воды, поляризационные и биоэлектретные эффекты, изменение электрических свойств клеток. Одному физическому фактору могут быть присущи многие физико-химические эффекты, а применение разных физиотерапевтических методов может вызывать одни и те же первичные сдвиги. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены на лекции или на практическом занятии; рекомендуем также обратиться к учебному пособию, приведенному в списке литературы (Дробышев В.А., Карева Н.П., Люткевич А.А. Введение в физиотерапию. Теоретические основы действия и классификация лечебных физических факторов. Гальванизация и электрофорез. Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2008. — С. 8-11.).

3). Биологическая – совокупность изменений в органах и тканях, возникших как ответ на действие физического фактора. Они могут быть как непосредственные, так и возникающие рефлекторно, в связи с чем выделяют местную, рефлекторно-сегментарную и общую (генерализованную) реакцию организма (Стр. 21-25)

6. Основные принципы лечебного применения физических факторов (Стр. 25-32)

7. Общие противопоказания для физиотерапии (знать наизусть!) – стр. 29-30. Злокачественные новообразования, системные заболевания крови, кахексия, гипертоническая болезнь III стадии, резко выраженный атеросклероз сосудов головного мозга, заболевания сердечно-сосудистой системы в стадии декомпенсации, кровотечения и кровохарканье, а также склонность к ним (или подозрение), общее тяжелое состояние больного, лихорадка, эпилепсия с частыми приступами, тяжелые психозы.

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОТЕРАПИИ У ДЕТЕЙ.

(В.С.Улащик. Физиотерапия. Универсальная медицинская энциклопедия. Минск, 2008. С.377-381)

Физиологическое и лечебное действие физических факторов существенно зависит от реактивности организма, функционального состояния отдельных его органов и систем, возраста, конституциональных признаков и др. Анатомо-физиологические особенности детского организма не только заметно сказываются на действии лечебных физических средств, но и определяют необходимость соблюдения ряда условий при проведении физиотерапевтических процедур у детей. Современные знания в этой области позволяют сформулировать следующие основные принципы назначения физиотерапии в детском возрасте.

1. Физическую терапию у детей следует более строго комбинировать с питанием и диетотерапией, пребыванием на воздухе, с воспитательными и учебными мероприятиями. Все они могут существенно изменять действие физических факторов на здоровый и больной организм. Важно учитывать и время кормления, сопровождающегося активированием обменных процессов в детском организме. Физиотерапевтические процедуры рекомендуется проводить не ранее чем через 1 ч после кормления и не позднее, чем за 30-45 мин до следующего кормления. При физическом или умственном перенапряжении, утомлении обязателен отдых ребенка перед проведением физиотерапевтических процедур.

2. Во избежание переутомления ребенка в течение дня назначают только одну общую процедуру и лишь при острой необходимости (например, при кожных заболеваниях, болезнях опорно-двигательного аппарата) с интервалом в 2-3 ч в один день проводят общую и местную физиотерапевтические процедуры.

3. У детей реадаптация происходит медленнее, а последействие лечебных физических факторов сохраняется продолжительнее,

поэтому повторные курсы физиотерапии надо назначать через более длинные промежутки, чем у взрослых. Как правило, повторно на одну и ту же область тот же самый метод назначают по прошествии не менее двух месяцев. При возникновении повторного обострения заболевания лучше применить новый близкий по характеру действия метод, чем повторять прежнее назначение. Это особенно относится к таким методам, как УВЧ-терапия, лекарственный электрофорез, УФ-облучение, ингаляционная терапия.

4. В связи с высокой лабильностью всех систем организма ребенка и с целью предупреждения неадекватных реакции у детей строго следует соблюдать принцип постепенной интенсификации воздействия физическими факторами: лечение необходимо начинать с минимальных дозировок и постепенно повышать их до оптимальных.

Читайте также:  Льготная пенсия для медицинской сестры по физиотерапии

5. При лечении детей физическими факторами нужно следить как за местными, так и общими (сон, аппетит, прибавление в весе, подвижность и др.) реакциями, индивидуальной переносимостью процедур. Общие реакции являются надежным индикатором адекватности проводимых физиотерапевтических процедур. Необходимость соблюдения данного правила диктуется еще и тем, что у ребенка не всегда можно получить правильное представление о вызываемых процедурой ощущениях, которые имеют дозиметрическое значение. Нелишне напомнить, что первые физиотерапевтические процедуры необходимо проводить в присутствии врача, который объективно оценивает реакцию ребенка на воздействие, уточняет его дозировку и методику проведения.

6. Общая энергетическая нагрузка физиотерапевтических процедур у детей должна быть меньшей, чем у взрослых. Для выполнения этого требования у детей (по сравнению со взрослыми): уменьшают интенсивность (дозировку) воздействия физическим фактором, применяют бальнеотерапевтические процедуры при меньших концентрациях солей и газов; сокращают продолжительность физиотерапевтических процедур; применяют только портативные аппараты; уменьшают площадь воздействия, избегают общих физиотерапевтических процедур; снижают число процедур на курс лечения; увеличивают межпроцедурные промежутки (у детей процедуры обычно проводят через день). Конкретные дозировки определяются возрастом ребенка, характером патологического процесса, видом проводимой физиотерапии. В качестве же общего ориентира можно рекомендовать следующее: у детей по сравнению со взрослыми дозиметрические параметры воздействия уменьшают на 1/3-1/5.

7. У детей имеются некоторые ограничения в выборе места проведения физиотерапевтических процедур. Как правило, у ребенка не воздействуют на следующие области (зоны) тела: ростковые зоны костей, область сердца, паренхиматозные и эндокринные органы, места с нарушенным или плохо развитым кровообращением.

8. Санаторно-курортное лечение также имеет свои особенности у детей, прежде всего организационные. В детских санаторных учреждениях, например, установлены более продолжительные сроки лечения (45-60-90 дней), чем у взрослых. В местные санатории можно направлять детей от 1 года до 14 лет включительно, а на курорты — с 5 лет (детей с церебральным параличом и заболеваниями опорно-двигательного аппарата — с 3 лет). В санатории для лечения родителей с детьми принимают детей в возрасте от 4 до 14 лет, а в санаторные лагеря круглогодичного функционирования (детские санатории) — от 6 до 14 лет. В силу несовершенства адаптационных механизмов у детей отдается предпочтение направлению в местные санатории, особенно при непродолжительных сроках санаторно-курортного лечения.

9. Ограниченные возможности автоматизма условно-рефлекторной деятельности и своеобразие формирования костно-мышечной системы определяют некоторые особенности ЛФК у детей: меньшая нагрузочность физических упражнений; небольшая продолжительность занятий и повторение их в течение дня; включение в комплекс игровых элементов и игр; исключение из занятий силовых упражнений и упражнений на выносливость. Одним из важнейших условий эффективности назначаемой ребенку лечебной физкультуры является соответствие выбранных средств и методик проведения ее возрастным периодам и особенностям.

10. Анатомо-физиологические особенности детского организма и своеобразная динамика становления отдельных его систем несколько расширяют (по сравнению со взрослыми) противопоказания для физической терапии в педиатрии. В частности, от применения физических факторов следует воздержаться, если у ребенка резко снижены адаптационные возможности, изменена реактивность организма, имеется опасность диссименации болезни. Общими противопоказаниями для физиотерапии (кроме общепринятых) у детей являются также резкая гипотрофия, повышенная кровоточивость, высокая температура тела. Своеобразие возрастной реактивности организма не только диктует особенности физиотерапии у детей, но и требует определенных возрастных ограничений в использовании у них физиотерапевтических методов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

источник

Детский организм и особенности его функционирования существенно отличаются от взрослого. Степень созревания разных систем организма полностью зависит от возраста ребенка. Поэтому физиотерапия в педиатрии основана на соблюдении ряда принципов. Существуют как общие рекомендации, так и отдельные правила назначения и проведения процедур для каждого физиотерапевтического метода. При лечении детей используются различные виды терапии: ультразвук, ультрафиолетовое излучение, магнитная, УВЧ-терапия, электросон, синусоидально-модулированные токи, электростимуляция и другие.

  • Физиотерапия у детей должна быть более строго скомбинирована с питанием, режимом дня. Необходимо учитывать время, проведенное ребенком на воздухе. Особое внимание следует уделять времени кормления. Процедуры обычно проводятся не раньше, чем через час после кормления. Следующий прием пищи должен быть не ранее, чем через 30-45 минут. Если у ребенка наблюдается умственное или физическое перенапряжение, то перед физиотерапевтическими процедурами ребенок обязательно должен отдохнуть.
  • У детей последствия физиотерапевтических процедур сохраняются дольше, ребенок медленней реадаптируется. Поэтому повторные курсы лечебного воздействия следует назначать реже, чем взрослым людям. Если необходимо использовать один и тот же метод на ту же самую область, то необходимо подождать хотя бы 2 месяца. В случае более ранних обострений заболевания предпочтительнее применение другого метода.
  • Так как дети склонны к быстрому переутомлению, ребенку, как правило, назначают только одну процедуру. Исключение составляют случаи, когда возникает острая необходимость в более частом воздействии. Например, при болезнях опорно-двигательного аппарата, кожных заболеваниях. В этих случаях физиотерапия проводится с интервалом 2-3 часа.
  • Системы организма ребенка имеют высокую лабильность. Для того чтобы предупредить возникновение неадекватных реакций у детей, необходимо начинать воздействие с минимальных дозировок, постепенно повышая их до оптимальных.
  • Общая нагрузка физиотерапией для детей должна быть ниже, чем у взрослых. Для того чтобы соблюсти это требование, предпринимают следующие шаги: уменьшение дозировки, сокращение продолжительности физиотерапевтических процедур, уменьшение площади воздействия, увеличение промежутка между процедурами, снижение общего количества процедур за весь курс лечения. Кроме того, бальнеотерапевтические процедуры применяются при меньших концентрациях солей и газов, избегают назначения общих процедур физиотерапии.
  • Во время лечения ребенка, необходимо вести наблюдение за реакцией организма ребенка. О состоянии ребенка можно сказать исходя из того, какой у него аппетит, сон, прибавляет ли он в весе, достаточно ли двигается. Такая оценка состояние ребенка необходима, так как детям трудно описывать свое состояние. Первые процедуры, как правило, проводятся при обязательном присутствии врача, чтобы он смог правильно оценить влияние физических факторов на ребенка.
  • У детей есть зоны, на которые не воздействуют физиотерапией. Это такие области как область сердца, ростковые зоны костей, места с нарушенным кровообращением, паренхиматозные, эндокринные органы.
  • Особенности детского организма, динамика становления его систем накладывают определенные ограничения для проведения физиотерапии. Так, детям не назначают процедуры, если у него снижены адаптационные возможности, есть опасность диссеминации болезни, изменена реактивность организма, гипотрофия, высокая температура тела, повышенная кровоточивость.

Ультрафиолетовое облучение применяется даже у грудничков, то есть с рождения. Показаниями могут быть пиодермия, заболевания пупка, гиперкальцемия (когда родничок рождается с практически закрытым родничком), заболевания верхних дыхательных путей, пневмония, бронхит. Противопоказания к применению ультрафиолетового облучения общие. Не назначают если низкий уровень гемоглобина. Нижняя граница – 60 единиц.

При местном ультрафиолетовом облучении общая площадь воздействия за одну процедуру не должна превышать 4 % тела. Это примерно 60 см. кв. до 6 месяцев, около 80 см.кв. до года. От года до возраста 3-4 лет площадь составляет до 150 см.кв. В возрасте 4-7 лет – 200 см.кв., от 7 до 12 – 300 см.кв. Для детей старше 12 лет площадь воздействия до 400 см.кв. При этом доза должна быть не больше 2 биодоз.

При общем воздействии максимальная доза воздействия за курс лечения зависит от возраста ребенка и составляет 1,5-2 биодозы для детей до 2 лет. При более старшем возрасте доза увеличивается.

Гальванизация, электрофорез может назначаться детям с 1 месяца. Плотность тока составляет 0,05 ма/см.кв. Процедура длится примерно 10-15 минут, это в три раза меньше, чем для взрослых. Сам курс лечения составляет 20-25 процедур, это больше, чем для взрослого населения. Если назначается адреналин, димедрол, то для одной процедуры достаточно разовой дозы. Гальванический воротник рекомендуется детям от 2-х лет. То же самое касается интраназальной методики и метода Вермеля.

Пожалуй один из важнейших разделов физических процедур для детей, особенно младшего возраста. Упражнения с использованием мячей, надувных игрушек и гимнастических снарядов под контролем специалиста несомненно принесут большую пользу любому малышу. Длительность и интенсивность занятий определяется врачом индивидуально.

Применение динамических токов возможно у детей, начиная с 7-ми лет. Дети более младшего возраста плохо переносят эту процедуру. Как правила данную процедуру назначают при вазомоторных ринитах. Допустимая сила тока – до 8-10 ма. Таким образом достигается эффект вибрации, а не жжения.

Один из наиболее распостранённых видов физиолечения для деток от 3 -х лет. Проводятся с использованием специальных масок, в которые подается аэрозольная смесь воздуха и лекарства. Продолжительность сеанса обычно — 10 или 15 минут.

Электростимуляция (для мышц передней брюшной стенки)– метод, применяемый при энурезе, гипотонии мышц передней брюшной стенки, рефлюксе пузырно-мочеточниковом, болезни Гиршрунга. Как правило, используют 2-х тактный волновой ток.

Электросон Рабичев назначают детям от 2-х лет. При этом используют частоты от 10 до 40 Гц. Процедура длится не более часа. Физиотерапия электросном предполагает не более 15 процедур за курс. Показания для назначения: энурез, хорея, заикание, бронхиальная астма, зуд, нейродермит, экзема. Также возможно применение электросна для девочек в случае навязчивых состояний в период полового созревания. К противопоказаниям относят: острые и тяжелые заболевания глаз, непереносимость тока, травматические арахноидиты сопровождающиеся сосудистой недостаточностью 2-3 степени. Электросон также оказывает положительное воздействие для лечения артериальной гипертонии (1-2 степени). Рекомендуемые дозировки: 15-20 Гц. Длительность процедуры – 30-40 минут. Курс лечения – 12-14 дней. Назначается через день или два раза в три дня.

Синусоидально-модулированные токи переносятся детьми, начиная с 3-х месяцев. Чаще всего применяется с целью электростимуляции при ДЦП, дисплазиях тазобедренного сустава (достаточно часто встречается у грудничков), гипотонии мышц. Частота, порядок и степень воздействия зависят от заболевания.

Очень полезная и развивающая процедура для грудных детей. При массаже происходит усиление кровообращения, тело и органы ребенка получают дополнительное питание за счет прилива крови. Не секрет,что большинство малышей проводят большую часть времени спеленутыми, т.е. с дефицитом движения. Массаж помогает компенсировать этот фактор. Проводить его может как специалист, так и родители,соблюдая все необходимые правила безопасности. Главная рекомендация — нежно и потихоньку).

Ультразвук применяется у детей, начиная с 2-х лет. Именно в этом возрасте хрящевые суставы полностью замещаются костной тканью. Дело в том, что хрящ более чувствителен к ультразвуку. Вне зависимости от возраста ребенка доза не должна превышать 0,6 Вт. Процедура длится не более 10 минут. При этом на одно поле отводится 3 минуты (за 10 минут 3 поля). Обычно ультразвук назначают через день. Курс составляет от 10 до 12 процедур, так как, начиная примерно с 15 процедуры, резко снижаются тромбоциты. Восстановление длится от 1-1,5 месяца. Физиотерапия ультразвуком назначается при лечении тонзиллита, хронических воспалительных заболеваний челюстных пазух, бронхиальной астме, для устранения послеожоговых келоидных рубцов.

Дарсонвализация назначается детям старше 2-3 лет. Чаще всего с помощью данного метода справляются кожными заболеваниями (гнездная плешивость), эксудитивными диатезами, нейродермитаи, выпадением прямой кишки.

УВЧ можно назначать с первых дней жизни ребенка. Допустимая дозировка для области головы должна быть не более 40 Вт. Длительность воздействия – не меньше 5 минут, но не больше 15 минут. Тем не менее, для детей до года процедура длится не более 5 минут, от 1 года до трех – примерно 6-7 минут, от 3 до 7 лет – в течение 8 минут, от 8 лет –10 минут. Количество процедур – 10. При остеомиелите назначают 20 процедур каждый день или через день. Допустимо повторять лечение не более чем 2 раза в год. Данная физиотерапия также назначается при катаральном отите, острых и гнойных воспалениях.

Микроволновая терапия применяется даже у новорожденных. Рекомендуют при тонзиллитах, отитах, гайморитах, длительной иммобилизации конечности (возможно через сухой гипс).

В настоящее время физиотерапия широко используется практически во всех сферах медицины, в том числе и для лечения детей. Одним из новых направлений в данной области является магнитная терапия, которая на данный момент еще не везде признана мировым сообществом. Тем не менее, она нашла применение и показывает положительные результаты в России. Используя любой из перечисленных метод физиотерапии, следует помнить об особенностях развития детей. Не забывайте: все процедуры должны назначаться врачом и проходить под контролем обученного медперсонала! Здоровья и счастья Вашим деткам!

источник