Меню Рубрики

Задачи физиотерапии при дцп

Детский церебральный паралич – хроническое непрогрессирующее заболевание, характеризующееся нарушением выполнения произвольных движений. Физиотерапия используется на всех этапах лечения таких пациентов.

Отмечена тенденция увеличения ДЦП с 60-х годов в России. Стоит упомянуть, что именно с этого времени в нашей стране стала применяться стимуляция родов.

По статистике, среди заболевших чаще встречаются мальчики, чем девочки. Врачи это объясняют тем, что, как правило, объем головы мальчиков больше. Следовательно, при прохождении через родовые пути у них выше вероятность получить травму.

Чаще ДЦП диагностируется у недоношенных детей.

Каждый четвертый ребенок, больной церебральным параличом, страдает эпилептическим синдромом.

Каждый третий пациент с ДЦП не способен самостоятельно передвигаться.

ДЦП развивается под действием внутриутробного поражения головного мозга плода, являющегося следствием:

  • недостатка кислорода (гипоксии);
  • родовой травмы;
  • иных причин поражения головного мозга в период внутриутробного развития или в первые месяцы после рождения.

Обнаружена связь между стимуляцией родовой деятельности и появлением ДЦП. Перечисленные причины заболевания часто являются сопровождающими факторами стимуляции родовой деятельности и одного из ее этапов — амниоцентеза (прокола плодного пузыря).

Остальные причины, которые перечисляются в литературе, оказывают меньшее влияние и даже предположительное воздействие, то есть являются факторами риска. Однако доказать абсолютную их взаимосвязь с появлением заболевания у ребенка не удается.

Стимуляция родов должна проводиться только по определенному перечню показаний, и прибегать к ней нужно как можно реже. Зачастую КТГ-исследование не дает должного представления о состоянии головного мозга ребенка, а проявления этого тяжелого заболевания становятся очевидны лишь к концу первого года жизни ребенка. Именно поэтому очень сложно доказать причастность к этой патологии родостимуляции.

ДЦП проявляется нарушениями со стороны опорно-двигательного аппарата в виде:

Классификация церебрального паралича охватывает различные проявления патологии и структурирует наиболее часто встречаемое сочетание вышеперечисленных симптомов и их выраженность. Однако в большинстве случаев у детей присутствуют такие клинические проявления: парезы, дискоординация движений, нарушение равновесия, изменение походки и двигательного стереотипа.

Многоцелевая реабилитация позволяет снизить проявление церебрального паралича, улучшить самочувствие ребенка, позволить вести активный образ жизни и снизить зависимость от окружающих.

Физиотерапия и ЛФК применяются на всех этапах ведения пациента с ДЦП с учетом возраста, исходного состояния здоровья, особенностей течения заболевания. Успех лечения зависит от раннего начала и объема реабилитационных мероприятий.

При назначении физических факторов лечения учитываются особенности детского организма, описанные в соответствующей статье, а также изменения, вызванные основным заболеванием: быстрая утомляемость организма, истощаемость и возбудимость нервной системы.

В один день не назначаются:

  • 2 процедуры общего действия;
  • бальнеолечение и грязелечение;
  • процедуры с общим механизмом действия;
  • между процедурами массажа, ЛФК и бальнеолечения должен быть промежуток времени не менее 1 часа.

Несмотря на то что физические факторы близки организму человека, для назначения физиотерапии существуют противопоказания, к ним относятся:

  1. общее тяжелое состояние пациента;
  2. выраженная кахексия;
  3. лихорадка;
  4. склонность к кровотечениям;
  5. активная фаза туберкулеза легких;
  6. декомпенсация со стороны органов и систем;
  7. наличие новообразований в организме.

Лечение токами различных характеристик активно применяется в реабилитации маленьких пациентов с церебральным параличом.

При повышенном мышечном тонусе рекомендуется провести сначала тепловую процедуру, затем электролечение.

С первых лет жизни (1—2 года) назначаются импульсные и синусоидальные модулированные токи. Под их действием улучшается кровообращение, нормализуется мышечный тонус и уменьшается патологический ответ со стороны мышц к головному мозгу.

Сила тока назначается в зависимости от возраста маленького пациента: от 2 до 12 мА.

СМТ, амплипульстерапия, применяется посылками тока, модулированного частотой от 10 до 150 Гц, чередующимися с паузами длительностью 1—6 секунд.

Время лечения подбирается индивидуально, в пределах от 5 до 20 минут. За курс проводится 20—30 процедур.

Данный метод не назначается при наличии мышечных и суставных контрактур.

Часто лечение электрическими токами сочетают с одновременным введением фармакологических препаратов, то есть проводят электрофорез с кальцием, йодом, бромом, магнием, церебролизином, прозерином, лидазой, дибазолом.

Электростимуляция назначается на ослабленные мышцы по сегментарно-рефлекторной методике: один электрод накладывают на мышцу, второй – на соответствующий сегмент спинного мозга, а также располагают электроды только в области позвоночника на грудном и поясничном уровне.

Этот метод воздействия позволяет увеличить мышечный тонус, восстановить двигательную активность, стимулировать обратную связь к головному мозгу и нормализовать мышечный ответ на импульс-задачу (при проведении динамической электростимуляции во время ходьбы). Продолжительность процедуры составляет 10—15 минут. В течение этого времени чередуется период активной фазы (1—2 минуты) с отдыхом (2—3 минуты). При более выраженных нарушениях со стороны нервно-мышечного аппарата время отдыха удлиняется.

Лечение проводится ежедневно общим числом до 20 процедур.

Еще одна методика – функциональная электростимуляция во время ходьбы.

При нарушении работы мимической мускулатуры производят ее стимуляцию с помощью ручного электрода с прерывателем или раздвоенного электрода, расположенного в области паретичной мышцы. Второй электрод в обоих случаях располагается на шейном отделе позвоночника.

При нарушении сна, лабильности поведения, гипервозбудимости и других нарушениях применяется электросон длительностью 30—40 минут и курсом в 15 процедур, проводимых ежедневно или через день. Для детей до 4 лет используется, как правило, по лобно-затылочной методике. Пациентам более старшего возраста данный вид лечения может проводиться при глазнично-затылочном расположении электродов.

Электросон нельзя проводить при эпилепсии, гидроцефалии и иных общих противопоказаниях к физиолечению.

Улучшает кровообращение, оказывает биорезонансное воздействие, успокаивает и снимает гипертонус мышц.

Применяется у детей старшего возраста в малых дозировках при лечении контрактур.

Оказывает биостимулирующее действие, нормализует кровоток, улучшает реологические свойства крови, благоприятно воздействует на сосудистые стенки, мышечные волокна и ткань суставов.

Лазеротерапия проводится накожно, внутривенно или акупунктурно.

Аквалечение проводится при помощи пресной или соленой воды. Детям с ДЦП назначаются хвойные, йодобромные, сероводородные, скипидарные, радоновые, морские, хлоридно-натриевые, азотистые, углекислые, жемчужные, травяные и кислородные ванны.

С успехом применяется гидромассаж, гидрокинезиотерапия, плавание.

Занятие гимнастикой в воде начинают с 3—5 минут и плавно увеличивают до 10—15 минут.

С повышенным мышечным тонусом хорошо борются теплые обертывания, парафино- и озокеритотерапия, а также грязелечение. Грязи, парафин и озокерит наносят по аппликационной методике на сегментарные отделы позвоночника (воротниковый, грудной или поясничный отделы) и конечности, чередуя расположение аппликации через день.

Данные методы лечения применяются как предварительные процедуры при этапном гипсовании или электротерапии. Кроме того, существует методика электрогрязелечения, которая также дает хорошие результаты в реабилитации пациентов с ДЦП.

Теплолечение помимо основных действий (усиление кровотока и лимфообращения, улучшение метаболизма тканей, снимающего спазм) оказывает следующие лечебные эффекты: рассасывание спаек и рубцов, обезболивание.

Также для прогревания конечностей и борьбы со спастическим синдромом используется горячее шерстяное укутывание конечностей.

Лечебный массаж – очень важный метод воздействия в комплексном лечении церебрального паралича. Лечебные эффекты массажа – снятие гипертонуса мышц, укрепление гипотоничной мускулатуры, улучшение кровообращения и суставно-мышечного чувства, общая поддержка организма, уменьшение синкинезий, снижение рефлекторной возбудимости мышц, отправление к мозгу сигналов с симметричных участков тела пациента для нормализации их восприятия.

Для увеличения положительного терапевтического эффекта от массажа его проводят не позже чем через 30 минут после теплолечения.

Лечение движением при ДЦП направлено на решение двух целей:

  1. Предотвращение ослабления атрофичных мышц.
  2. Снижение гипертонуса спастичных мышц.

Посредством решения этих целей достигаются следующие задачи:

  1. Нормализуется мышечный тонус.
  2. Нарастает мышечная сила.
  3. Увеличивается объем активных движений.
  4. Улучшается координация движений.
  5. Облегчается функционирование и самообслуживание пациента.
  6. Ребенок адаптируется в обществе и получает возможность вести активную бытовую и трудовую жизнь, не чувствуя себя изолированным инвалидом.

Стоит помнить о том, что ЛФК нельзя проводить раньше чем через 1,5 часа до или после общих физиопроцедур.

ЛФК проходит как в пассивно-активном режиме с помощью инструктора, так и с привлечением дополнительного гимнастического оборудования (фитбол, мячи различного диаметра, мешочки с песком и др.).

Прекрасные результаты в лечении детей с ДЦП показала анималотерапия, то есть лечение с помощью животных. Дети хорошо реагируют на иппотерапию (лечебное катание на лошадях) и дельфинотерапию (общение с дельфинами).

Занятия с животными помогают детям познать окружающий мир, получить огромный заряд положительных эмоций, бороться со стрессами, развить творческие способности, абстрактное и нестандартное мышление. Помимо мощного положительного психологического воздействия, озвученные методы оказывают физический эффект.

При иппотерапии от лошади к ребенку передается от 90 до 110 двигательных импульсов различной направленности, на которые мозг такого пациента адаптационно реагирует. При этом выправляется координация движений, нормализуется мышечный тонус, улучшается кровообращение, достигается двигательная симметрия, то есть корректируется одно из основных патологических нарушений, являющихся причиной нарушения двигательной активности маленького человека.

Метод восстановительного лечения при помощи дельфинов, дельфинотерапия, строится на основе игры животного с ребенком. При этом стимулируется эмоциональная, тактильная и зрительная связь. Помимо непосредственного физического контакта с ребенком, при котором происходит воздействие на рефлекторные зоны нервной системы, при движении дельфина создаются разнонаправленные потоки воды, посредством чего производится гидромассаж организма больного.

Мануальная терапия также может применяться в комплексной реабилитации пациентов с ДЦП. Этот метод помогает добиться симметрии корпуса, нормализовать мышечный тонус, создать правильный стереотип движения, влиять точечно на проблемные зоны, восстанавливать обратные и параллельные связи. В каждом конкретном случае подбирается индивидуальная методика мануального воздействия и ее интенсивность для обеспечения максимально эффективного лечения.

Физическое влияние на биологически активные точки организма человека провоцирует рефлекторный ответ со стороны органов и тканей, а также ряд других изменений.

Рефлексотерапия включает в себя различные по времени, силе, площади и глубине воздействия. Сюда относится иглорефлексотерапия, крио-, лазеро-, электро-, термо-, магнитопунктура, а также акупрессура, вакуум-терапия и баночный массаж (два последних метода больше относятся к воздействию на зоны Захарьина-Геда).

Иглорефлексотерапия дает максимально эффективные результаты в лечении детей с ДЦП при назначении с самого раннего возраста – до 1 года. Это позволяет ослабить тонические рефлексы и развить установочные рефлексы.

Проведение процедуры с 1,5 до 6 лет сопряжено с рядом трудностей, связанных с возникновением страха у детей перед сеансом. Их уже не так просто отвлечь, как в возрасте до полутора лет, но и уговорить потерпеть, как детей школьного возраста, невозможно.

Стоит помнить о том, что биологически активные точки на теле маленького пациента расположены более поверхностно, чем у взрослых, а площадь их больше. С возрастом они созревают, уменьшаются и углубляются. Время нахождения иглы на коже маленького пациента значительно меньше, чем при проведении манипуляции взрослому.

Детям необходимо проходить 3—4 курса рефлексотерапии в год, каждый из них состоит из 10 процедур.

Нельзя забывать о таких важных методах лечения, как психотерапия, музыкотерапия и коррекция речи (занятия с логопедом).

Важно знать и понимать, что детский церебральный паралич – это заболевание, поддающееся коррекции. Нельзя терять время и опускать руки. Комплексный подход поможет минимизировать проявления этой патологии и подарить маленькому человеку возможность независимой, свободной и активной жизни.

Тем, кто столкнулся с этой болезнью лично, надо помнить о положенных им государством льготах:

  1. Одному из родителей ребенка с ДЦП до достижения им возраста 18 лет положено 4 оплачиваемых выходных в месяц (по заявлению). Эти выходные могут быть разделены между родителями по своему усмотрению.
  2. До достижения ребенком 7 лет предусмотрена выплата пособия по временной нетрудоспособности на период ухода за ребенком по болезни общим сроком до 90 календарных дней в году.
  3. Скидка на квартплату не ниже 50% или выплата субсидий.
  4. Право на первоочередное получение земельного участка под индивидуальное жилое строительство и ведение хозяйства.
  5. Налоговые льготы по подоходному налогу.
  6. Согласно закону, ребенок имеет право на реабилитацию с предоставлением технических восстановительных средств! Необходимо пользоваться этим по документу «Индивидуальная программа реабилитации». Бумаги для оформления этой льготы можно подать лично или посредством почты (с уведомлением о вручении). На сегодняшний день для упрощения получения услуг существуют интернет-приемные многих ведомств, а также единый портал государственных услуг. Эти службы позволяют сэкономить время на разъездах и подавать заявления в любое удобное время через интернет.
  7. Дополнительная врачебная помощь, в том числе обеспечение препаратами, специальным питанием и изделиями медицинского назначения.
  8. При наличии показаний обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение для ребенка и сопровождающего лица.
  9. Бесплатный проезд по железной дороге до места лечения и обратно для ребенка и сопровождающего лица.
  10. Социальная пенсия ребенку и ежемесячная выплата.
  11. Компенсационная выплата ухаживающему за ребенком с ДЦП.
  12. Мать-одиночку ребенка-инвалида до 18 лет не могут уволить по сокращению штата или численности работников.
  13. Досрочный выход на пенсию одному из родителей больного ребенка: мужчинам – в 55 лет, женщинам – в 50 лет при наличии у них страхового стажа не менее 20 и 15 лет соответственно.
  14. Периоды ухода за ребенком с ДЦП входят в трудовой стаж.
  15. Право на дополнительную жилплощадь.
  16. Бесплатное обучение и первоочередное зачисление в ДОУ.
  17. При разводе родителей тот из них, кто воспитывает ребенка с ДЦП, имеет право получать алименты на себя.
Читайте также:  Физиотерапия после перелома шейки плеча

«Физиотерапия при детском церебральном параличе» — Петров К. Б., д. м. н., проф., зав. кафедрой лечебной физкультуры и физиотерапии Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей.

источник

Проведение тепловых процедур с упражнениями, направленными на формирование достаточного объема движений в суставах. Электроанестезия по Семеновой с целью снижения афферентной импульсации из пораженных мышц. Области воздействия при лазеропунктуре.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

Кафедра спортивной медицины и физической реабилитации

по дисциплине «Физическая реабилитация»

Применение физиотерапии при детском церебральном параличе

Выполнил: студент 420 группы

Циглинцева Анастасия Сергеевна

Сазонова Елена Александровна

Детский церебральный паралич — тяжелое заболевание , обусловленное перинатальным (внутриутробным, в период родов или первые месяцы жизни ребенка) поражением головного мозга. Двигательные нарушения (парезы, параличи, гиперкинезы, синкинезии) часто сопровождаются развитием контрактур, деформаций опорно-двигательного аппарата.

Необходимо помнить о совместимости процедур, так как у детей с ДЦП имеет место быстрая истощаемость нервных процессов, утомляемость, повышена раздражительность. Необходимо учитывать эффект последействия процедуры. Не назначается 2 электропроцедуры в один день общего воздействия, грязевые процедуры и ванны в один день; ЛФК, массаж, гидрокинезотерапия назначаются не ранее, чем через 1 час между процедурами. Курсовые лечения проводят ребенку систематически по 1.5 — 2 месяца с перерывами по 2 -3 курса в год.

Задача физиотерапии: нормализовать соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, снизить ее возбудимость, усилить торможение в головном мозге, ведущие к уменьшению ригидности, спастичности мышц и интенсивности гиперкинезов, развить функциональные связи в головном мозге и выработать новые двигательные условные рефлексы, способность к произвольному торможению, способствовать развитию компенсаторных приспособлений, улучшить координацию движений и осанку.

Из природных факторов широко используется гидротерапия с первых месяцев жизни.

Применяют теплые пресные, хвойные, минеральные ванны. В воде облегчаются движения, уменьшается тонус мышц, спастичность. Из-за облегчения движений в воде в раннем возрасте проводится пассивная гидрокинезотерапия по 3 — 5 минут на процедуру, а с 4 лет — по 6 — 8 минут, с 7 лет — по 8 -10 минут. Температура воды при этом 36 -37 градусов. Курс состоит из 15 — 20 процедур. При занятиях в лечебном бассейне температура воды 32 — 33 градуса, продолжительность 15 — 20 минут, курс 15 -20 процедур через день.

Подводный душ — массаж проводят при температуре в ванне 37 градусов и давлении струи воды не более 1,5 атмосфер. Проводят детям школьного возраста от 5 до 10 минут, через день. Курс 8 -12 процедур. Необходимо избегать воздействия на спастические мышцы. Показания для применения душа — массажа — улучшение трофики мышц конечностей, спины, уменьшение контрактур, улучшение обмена веществ.
При сопутствующих функциональных и вегетативных нарушениях рекомендуется теплый дождевой душ ( 37 градусов) от 2 до 6 минут, который проводят через день, № 8 -10.

Общие ванны показаны всем детям: хлоридно — натриевые, радоновые (концентрация 0,6 кБк/л), йодобромные, морские, азотистые, углекислые, сероводородные. Температура воды 37 — 36 градусов, продолжительность 8 — 15 минут, № 12.

Тепловые процедуры проводят с раннего возраста с последующими упражнениями, направленными на формирование достаточного объема движений в суставах, улучшения трофики спастических мышц, уменьшения ригидности.

Горячие шерстяные укутывания. Проводятся детям с 2 -3 лет. Используют шерстяную ткань в кусках (50Ч 50 или 80Ч 80 см), соответствующие размеру конечности. Ткань подогревают паром в специальных котлах или кастрюле с двойным дном до 70 градусов, отжимают и охлаждают до 45 — 50 градусов, накладывая затем на спастичные сгибатели бедер, голени, стопы, пронаторов кисти в два слоя: первый внутренний — 45 — 50 градусов, второй наружный — 60 — 65 градусов, покрывают клеенкой и одеялом. Продолжительность процедуры 20 — 30 минут, ежедневно или через день в течение 1,5 -2 месяцев. Одновременно укутывают 1 -2 участка. Эффективность горячих укутываний более выражена при спастических гемиплегиях, чем при гиперкинезах.

Парафино-озокеритовые аппликации (температура 45 — 48 градусов, длительность процедуры 20 минут) или грязевые ( 38 -39 градусов) на воротниковую зону, чередуя через день с аппликациями на конечности в виде носков, перчаток, брюк (особенно при наличии контрактур). Курс до 10 процедур. Аппликации на поясничную зону применяют у детей со сниженной функцией надпочечников и с задержкой физического развития, гипотрофией центрального генеза. Аппликации грязи на область спины, поясницы и воротниковой зоны применяют у детей с гиперкинетической формой, на курс 8 — 10 процедур.

При дизартриях ( по методике Анашкина) накладывают грязевую лепешку на слой марли вокруг рта от носа до подбородка, температура 38 -40 градусов, по 10 — 12 минут.

Гальваногрязь или электрофорез грязевого раствора на шейно-воротниковую зону, плотность тока 0 ,03 — 0,05 мА/см. кв., по 10 -15 минут, через день, № 10 — 12.

При явлениях гидроцефалии электрофорез по Ратнеру: прокладка с 0,5 % раствором эуфиллина на уровне шейного отдела позвоночника, другая прокладка с 1 % раствором папаверина справа от грудины, сила тока до 1 -2 мА, 10 -15 минут, ежедневно, № 10.

Или комплекс по Ратнеру: электрофорез области шейных сегментов (С2 — С6) 0,5% раствора эуфиллина по 8 — 10 минут, ежедневно № 12. На область проекции поясничных ганглиев Т9 — L1 электрофорез 0,1% раствора прозерина, через 30 — 40 минут проводят аппликации озокерита на конечности, ежедневно, № 12- 15.

На воротниковую зону электрофорез лекарственных веществ ( бром, кальций, магний — 2% растворы, новокаин 0,5%) по Щербаку или Вермелю через день, на курс 10- 12 процедур.

При выраженном болевом синдроме применяется электрофорез новокаина по Новожиловой, располагая электроды площадью 60 -100 см. кв. паравертебрально: при поражении рук на уровне С4 — Т2;
при поражении нижних конечностей — на уровне Т10 -S2, плотность тока 0,03 — 0,05 мА/ см. кв.( сила тока от 2 до 5 — 8 мА), продолжительность 8 -10 минут, ежедневно, № 10.

Электрофорез новокаина по шейно- лицевой методике Келлата (сила тока 4 — 6 мА, 7 — 15 минут, № 12 -15). Рекомендуется проведение при гиперкинетических дизартриях.

Электрофорез прозерина, нивалина, галантамина (0,1% растворы) на выходы нервов спастических мышц или сегментарно, ежедневно, № 10 — 12. На спастические мышцы электроды не накладываются.

Электрофорез йода и лидазы на контрактуры суставов, курс 10- 12 процедур.

Электроанестезия по Семеновой с целью снижения афферентной импульсации из пораженных мышц: от аппаратов АСМ-3, УЭИ, «Электросон» — на самые дистальные отделы тыла кисти и стопы с помощью узких (1 Ч 5 см) раздвоенных электродов, длительность импульса 3 мс, частота 80 Гц, продолжительность от 5 до 20 минут в зависимости от формы паралича, на курс 20 — 25 ежедневных процедур. Противопоказанием является массивные контрактуры, частые эпилептические припадки. Ежедневно, № 20 -25.

Диадинамотерапия области кистей и стоп по Келейникову, длительность процедуры 8 -10 минут. Курс 8 — 10 процедур.

Интерференцтерапия двумя парами электродов при спастической диплегии: 1 пара — верхняя треть бедра; 2 пара — стопа, частота 90 — 100 Гц, 8 — 10 минут, ежедневно, 3 10 -12. При гемипарезах электроды располагают попеременно на верхнюю треть плеча и кисть , на верхнюю треть плеча и стопу пораженной стороны, частотой 90 — 100 Гц, 8 — 10 минут, ежедневно, № 10. После курса интерференцтерапии сразу проводят курс иловой грязи по сегментрано-рефлекторной методике: при гемипарезе на воротниковую зону и обльную руку, чередуя с воздействием на пояснично-крестцовую область и нижнюю конечность, температура 38 — 42 градуса, по 8 — 10 минут, через день, № 10.

Электросон при энурезе, нервной возбудимости, нарушении сна по газнично-затылочной методике, частота подбирается индивидуально от 20 — 40 до 10 — 5 Гц, сила тока 0,2 мА, длительность 30 -40 минут, ежедневно или через день, курс № 15.

Электростимуляция от аппарата УЭИ или АСМ — 3, частота импульса 80 — 100 Гц, сила тока до появления сокращений средней интенсивности, число сокращений 8 -24 в минуту, продолжительность 10 -15 минут. Проводят стимуляцию 1 -2 минуты, затем отдых — 2- 3 минуты. В течение одной процедуры стимулируют не более 2- 3 групп мышц. До процедуры за 30 — 40 минут вводят миорелаксанты. Активный электрод располагают в области ослабленной группы мышц, а другой, больший по площади, фиксируют на область проекции соответствующего сегмента спинного мозга.
Амплипульстерапия у детей с целью улучшения трофики тканей спастических мышц, улучшения рецепторной проводимости имеет ряд преимуществ перед другими видами тока, так как не обладает болезненными дискомфортными ощущениями, снижают тонус спастических мышц и может назначаться с 6 месячного возраста.

Электростимуляция СМТ от аппарата «Амплипульс-4» проводится курсом через 2-3 месяца, так как восстанавливаются рецепторные взаимоотношения. Электроды 3-5 Ч 7-10 см располагают на уровне Т10 — L1, режим 1,род работ 3 , частота 30 Гц, глубина модуляций 100%, сила тока — до ощущения вибрации, детям до 7 лет по 5-6 минут, детям старше 7 лет по 8 -10 минут, ежедневно № 6, затем перерыв 6 дней и снова курс №6. При симметричном поражении можно воздействовать раздвоенным электродом на обе конечности. Род работ 3, частота 30 Гц, длительность посылок 2 -3 с, глубина модуляции 100%, сила тока до видимого сокращения, ежедневно №6, перерыв 6 дней и снова курс № 6.

При гиперкинетической форме применяют СМТ при роде работ 4, частоте 70 Гц, длительность посылок 1 -1 с, глубина модуляций 75%. Один электрод располагают на ослабленную мышцу, второй — меньший- на тыл стопы или кисти. При симметричном поражении используют раздвоенные электроды. Сила тока до ощущения вибрации, продолжительность 8 — 10 минут, ежедневно, № 10. Перед воздействием на мышцы в течение 10 минут воздействуют на область сегментов Т10 -L1 по описанной методике.

СМТ шейных симпатических узлов методом Бабчик Ю.И.: раздвоенный электрод помещают на шейные симпатические узлы — другой электрод на шейный отдел позвоночника, режим 1, род работы 1,частота 80 Гц, по 2 минуты, глубина модуляций 75%,сила тока детям до 7 лет 2-3 мА , детям 7 -14 лет по 4-5 мА, затем род работ 4, частота 80 Гц, длительность посылок 2 -2с, 4 минуты, курс №10.

СМТ стимуляция мимических мышц при дислалии, дисфонии (губных, жевательных, фонационных, язычных) — раздвоенный электрод помещают на область мышцы, второй раздвоенный помещают паравертебрально на шейный отдел С1- С3, род работ 3 в течение 5 -6 минут, затем род работ 2 по 5-6 минут, сила тока 3 -5 минут в зависимости от возраста., частота 50 -100 Гц,, глубина модуляций 50- 75%, ежедневно или через день, курс № 10.

Диадинамические токи от аппаратов «Диадинамик», «Тонус — 2» на область шейно-грудных или поясничных сегментов паравертебрально (в зависимости от поражения рук или ног), сначала воздействуют двухтактным током, потом коротким периодом, заканчивают длинным. Сила тока 1,5 — 2,5 мА, на курс 10 — 12 процедур.

Индуктотермия назначается детям ДЦП с целью глубокого прогревания тканей, усиления кровообращения, уменьшения болевого синдрома.

При легкой степени спастичности мышц детям дошкольного возраста назначается воздействие индуктором от аппарата «УВЧ-30» на область нижнешейных и верхнегрудных позвонков по 8 -10 минут ежедневно, № 10.
При тяжелых формах двигательных нарушений последовательно проводят воздействие по Тайпову И.П. индуктором-кабелем от аппарата «ИКВ-4» в виде спирали из трех витков на обе ноги. Доза слаботепловая (положение 2 — 3 ), по 10 минут, ежедневно, № 10.

Для лечения детей школьного возраста с диплегией используют воздействие от ИКВ-4 индуктором-кабелем последовательно на два поля:
1 поле — паравертебрально от уровня С6 до L2, дозировка слаботепловая, по 10 минут. Затем : 2 поле — обе ноги по 6 — 9 минут на каждую сторону, ежденевно, № 10. В тяжелых случаях сначала проводят индуктотермию паравертебрально № 10, а затем на ноги № 10.
После процедуры через 30 минут — 1 час проводят лечебную физкультуру.
Комбинация индуктотермии с радоновыми, углекисло — сероводородными ваннами дает выраженный продолжительный эффект.

Микроволновую терапию (СМВ и ДМВ) хорошо назначать детям с парапарезом, выраженными гиперкинезами, болезненными явлениями. Проводят от аппарата «ЛУЧ-2» излучателем диаметра 11,5 см на пояснично-крестцовую область, контактно, доза 6 — 8 Вт, длительность 8 — 10 минут, ежедневно или через день, чередуя с импульсной терапией или электросном.
Воздействие ДМВ проводят от аппарата «Ромашка», излучатель диаметром 10 см, доза 8 -12 Вт, продолжительность 8 -10 минут, ежедневно.

Читайте также:  Отек после ринопластики физиотерапия

У детей старшего возраста для лечения контрактур применяют ультразвуковую терапию от аппарата УЗТ- 5.Интенсивность 0,1 — 0,2 Вт/см. кв. При хорошей переносимости интенсивность 0,3 Вт/см. кв., режим непрерывный, лабильно, по 4 -5 минут, ежедневно, по 2 поля на одну процедуру.

Виброакусическое воздействие от аппарата «Витафон» детям школьного возраста (приложение №1) утром и вечером на области: К ( режим 2) по 5, 10 минут с 1 по 7 процедуру, затем по 15 минут до 25 процедуры; области D1, D2, E1, E11, E2, E21, E3 — режим 1 по 5 минут на область; G, A1 — режим 1 по 4 — 6 -8 минут до 15 процедуры, затем по 10 минут на зону до 25 процедуры. Курсы проводят ежемесячно. Второй курс предусматривает применения режима 2 для всех областей. При отсутствии эффекта третий курс проводят при режиме 4 в течение 21 дня. Эффективность только при нетяжелых формах ДЦП.

Лазеротерапия оказывает спазмолитический, сосудорасширяющий, улучшающий местное кровообращение эффекты. Способы воздействия — накожно, внутрисосудистое облучение крови, лазеропунктура.

Поля и области воздействия при лазеропунктуре :

1 — 8 — паравертебрально по три -четыре поля справа и слева на уровне С3 — Т3;

9 -16 — паравертебрально по три — четыре поля справа и слева на уровне L2 — S5;

17 — 20 — области спастичных мышц конечностей;

21 — 23 — по два — три поля по проекции суставной щели при контрактуре соответствующего сустава.

При накожном облучении на 1 -8 поля воздействуют при поражении верхних конечностей; на 9 -16 — при поражении нижних конечностей.
Области спастичных мышц облучают по лабильной методике сканирующим лучом штриховыми движениями со скоростью движения луча 1 см/сек.
Время воздействия на одно поле 30 -120 секунд, время воздействия на области по 3 -5 минут, в зависимости от возраста ребенка.
Целесообразно сочетание и проведение в один день процедур накожного воздействия по соответствующим полям и областям с внутрисосудистым облучением крови. Комбинирование воздействий применяют по принципу чередования процедур накожного облучения и лазеропунктуры по разным дням. физиотерапия тепловой церебральный паралич

КВЧ терапия проводится по аналогичной схеме лазеропунктуры длиной волны 5,6 или 7,1 с (индивидуальным подбором) от аппарата «Явь — 1».

ЛФК и массаж — важный компонент в комплексном лечении. Лечебная физкультура проводится через 1 — 1,5 часа после ванн и физиопроцедур общего действия. Массаж следует проводить не позже, чем через 30 минут после тепловых процедур, так как повышается его эффективность.

Климатотерапия на курортах Евпатории, Одессе, Анапе, Чажемто с умеренными дозами аэрогелиопроцедур и холодовыми нагрузками.

Сложности целенаправленного и систематического поиска специфических эффектов лечебных факторов физиотерапевтических процедур обусловили гиперболизацию принципов универсальности использования любых физических факторов, применяемых в физиотерапии, при различных заболеваниях, единства механизмов лечебного и профилактического действия природных и искусственных физических факторов, господствовавших в физиотерапии XX в. Между тем врачам хорошо известно, что физические факторы при различных заболеваниях обладают неодинаковой физиотерапевтической эффективностью. Неодинаковая природа заболеваний предполагает сочетание разных патогенетических вариантов (синдромов).

Исходя из этого, реакции организма на физический фактор физиотерапевтической процедуры специфичны для определенного состояния организма, хотя лечебные эффекты иногда развиваются на основе общих (неспецифических) реакций организма.

Такая специфичность требует целенаправленного выбора фактора физиотерапии и методики его применения, составляющего сущность патогенетического действия лечебных физических факторов. В этих условиях следование принципам «универсальности» и мнимого «единства» механизмов лечебного воздействия физиотерапии практически лишает врача возможности оптимального выбора лечебных физических факторов. Провести грань между специфическим и неспецифическим действием многих лечебных факторов физиотерапии сложно. Многие из них обладают несколькими эффектами, выраженными в разной степени, поэтому лучше ориентироваться на доминирующий лечебный эффект.

ДМВ — Дециметровая терапия

ДЦП — детский церебральный паралич

КВЧ — Крайне высокочастотная терапия

ЛФК — лечебная физическая культура

СМВ — Сантиметро-волновая терапия

СМТ — Синусоидальные модулированные токи

УВЧ — ультравысокочастотная терапия

УЗТ — Ультразвуковая терапия

Список использованных источников

Бадалян Л. О. Детская неврология. Учебное пособие / Л. О. Бадалян. — М.: МЕДпресс-информ, 2001. — 608 с.

Гросс Н. А. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / Н. А. Гросс, ред. -М. : Совет. Спорт, 2005. — 235 с.

Петрухин А.С. Неврология детского возраста / А.С. Петрухин. — М. : Медицина, 2004. — 364 с.

Петрушина А. Д. Патогенетическое обоснование применения мексидола в лечении гипоксически-ишемической энцефалопатии у новорожденных детей / А. Д. Петрушина, Е. В. Левитина // Российский педиатрический журнал, №6, 2001 с.10.

Польской Э. В. Детский церебральный паралич / Э. В. Польской. — М.: Гайнуллин, 2004. — 174 с.

Пономоренко Г.Н. Частная физиотерапия: Учеб. пособие / Под ред. Г.Н.Пономоренко. — М. : ЮАО Медицина, 2005. —484-488 с.

Рыбакова Н. А. Реабилитация детей первого года жизни с перинатальным поражением центральной нервной системы / Н. А. Рыбакова. — М.: Русский врач, 2007. —№7.

Семенова К.А. Физиотерапия и санаторно-курортное лечение больных детским церебральным параличом / Методические рекомендации, ЦНИИ курортологии и физиотерапии Минздрава СССР, 1987, С.15

Семенова К. А. Восстановительное лечение больных с резидуальной стадией детского церебрального паралича параличом / К. А. Семенова. — М.: Антидор, 1999. —384 с.

Сорокина Е. И. Оздоровительные технологии / Е. И. Сорокина // Новые медицинские технологии. — 2008. — №1. — С. 34-37.

Страковская В. JI. Лечебная физкультура в реабилитации больных детей группы риска первого года жизни / В. Л. Страковская. — Л.: Медицина, 1991. —160 с.

Суханова Л. П. Здоровье новорожденных детей в России / Л. П. Суханова. — М.: Канон реабилитация, 2007. — 319 с.

Фирсов 3. П. Плавать раньше, чем ходить / 3. П. Фирсов — М.: Советский спорт, 1978. — 72 с.

Яцык Г. В. Выхаживание и ранняя реабилитация детей / Г. В. Яцык, Е. П. Бомбардирова, О. В. Тресорукова // Лечащий врач.—2007.—№7. — С. 23-27.

Преимущество подвижных игр перед дозированными упражнениями, их благоприятное влияние на развитие и укрепление мышечной системы, формирование правильной осанки. Задачи и методика проведения подвижных и спортивных игр при детском церебральном параличе.

реферат [16,0 K], добавлен 19.03.2010

Особенности осанки здоровых детей дошкольного возраста. Сущность нарушений при детском церебральном параличе. Специфика двигательного развития ребенка с ДЦП. Результаты тестирования подвижности позвоночника и статической выносливости мышц спины.

курсовая работа [367,5 K], добавлен 28.12.2015

Детский церебральный паралич, его описание и характеристика симптомов. Физическая реабилитация, лечение и гимнастика заболевания и ее проведение. Основные комплексы коррекционных физических упражнений и методика их применения на практике. Массаж при ДЦП.

контрольная работа [613,9 K], добавлен 10.02.2009

Основные причины и классификация нарушений опорно-двигательного аппарата. Основные причины неправильной осанки и сколиоза. Причины двигательных нарушений при детском церебральном параличе (ДЦП). Проведение лечебно-коррекционной работы с детьми при ДЦП.

презентация [525,3 K], добавлен 12.05.2016

Понятие детского церебрального паралича, его статистика, этиология, клинические формы. Двигательные нарушения. Субкортикальные уровни построения движения. Периоды восстановительного лечения. Тонические рефлексы. Задачи ЛФК. Методы физической реабилитации.

презентация [65,2 K], добавлен 31.10.2016

Массаж, лечебная физическая культура и лечебная гимнастика как основной комплекс реабилитационных мероприятий в лечении больных детским церебральным параличом (ДЦП). Характеристика и описание методов и приёмов, применяемых при работе с детьми с ДЦП.

контрольная работа [23,7 K], добавлен 06.11.2009

Понятие о детском церебральном параличе (ДЦП). Особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма у здоровых детей и детей с ДЦП. Физическое развитие у мальчиков и девочек 14 лет ОГОУ школы-интерната VI вида № 1 «Улыбка» г. Ульяновск.

курсовая работа [70,8 K], добавлен 27.10.2012

Особенности физического развития детей с детским церебральным параличом. Структура двигательного дефекта при детском церебральном параличе. Реабилитационная верховая езда. Изменение показателей двигательных функций детей 4-6 лет со спастической формой.

дипломная работа [131,3 K], добавлен 11.11.2015

Понятие о детском церебральном параличе, формы и характеристика заболевания. Воздействие игровых форм занятий лечебной физической культурой на детей с церебральным параличем. Тестирование основных двигательных навыков детей с церебральным параличем.

курсовая работа [210,2 K], добавлен 18.04.2018

Лечебные физические факторы, которые являются предметом физиотерапии. Основные разделы физиотерапии: общая, клиническая и частная. Первые сведения об использовании природных факторов в лечебных целях. Формирование физиотерапии как самостоятельной науки.

реферат [25,6 K], добавлен 23.08.2013

источник

Физиотерапия является важной составной частью восстановительного лечения неврологических больных. В комплексной реабилитации применяются различные виды физиотерапевтических процедур.

Лекарственный электрофорез — очень активно используемый метод лечения в детской практике. Широкий спектр используемых препаратов позволяет индивидуально подобрать для каждого ребёнка необходимое лекарство. Наиболее часто применяются такие сосудистые препараты как никотиновая кислота, эуфиллин, магний и кавинтон. Рассасывающие — лидаза и препараты серы. Источниками незаменимых для нервной системы микроэлементов являются препараты цинка и меди.

Магнитотерапия — метод, основанный на воздействии на организм человека магнитными полями с лечебно-профилактическими целями. Хотя в организме не найдено специальных рецепторных зон, воспринимающих электромагнитные колебания, но есть достоверные сведения о влиянии естественных магнитных полей на высшие центры нервной и гуморальной регуляции, на биотоки мозга и сердца, на проницаемость биологических мембран, на свойства водных и коллоидных систем организма. Под влиянием магнитного поля малой интенсивности снижается тонус сосудов мозга, улучшается кровоснабжение мозга, происходит активация обмена веществ, что повышает устойчивость мозга кислородному голоданию.

Фотохромотерапия — это воздействие светом с каким-либо цветом спектра. Можно облучать и определенные зоны, и отдельные биологически активные точки. Эта методика лечения практически не имеет противопоказаний.

В зависимости от выбранного цвета воздействия можно уравновешивать процессы возбуждения и торможения ЦНС, нормализовать сосудистый тонус, эмоциональное состояние ребенка, улучшить обменные процессы, сон, концентрацию внимания, улучшить функциональное состояние мышечной системы, получить обезболивающий и противовоспалительный эффект и даже уменьшить кожный зуд.

Лазеротерапия оказывает спазмолитический, сосудорасширяющий, улучшающий местное кровообращение эффекты.

Противопоказанием для проведения электро- и магнитофизиотерапевтического лечения является наличие:

доброкачественных и злокачественных новообразований, которые имеют склонность к прогрессированию;

открытой формы туберкулеза;

постоянного повышения температуры тела выше 38оС;

кардоистимуляторов и металлических имплантов, шунтов;

нарушения сворачиваемости крови;

Во время применения магнитотерапии не рекомендуется делать рентгеновские снимки или подвергать организм облучению, не рекомендуется также электроимпульсная терапия.

Задача физиотерапии у детей с ДЦП и другими двигательными нарушениями нормализовать соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе (снизить ее возбудимость, усилить торможение в головном мозге), ведущие к уменьшению ригидности, спастичности мышц и интенсивности гиперкинезов, развить функциональные связи в головном мозге и выработать новые двигательные условные рефлексы, способность к произвольному торможению, способствовать развитию компенсаторных приспособлений, нормализовать мышечный тонус, улучшить координацию движений и осанку.

В комплексной реабилитации детей с ДЦП физиотерапевтическое лечение можно и нужно чередовать и сочетать с другими методами воздействия:

Гидрокинезиотерапией

Бобат-терапией

ЛФК

Грязелечением

ПУВ

Подводным душем

Жемчужными ваннами

Гелиотерапией

Психологической коррекцией

WOST – терапией

Занятиями с логопедом-дефектологом

Иглорефлексотерапией

Лечебным массажем

Кинезиотейпированием

Методом TOMATIS®

Йогой для особых детей

Микрополяризацией

Песочной терапией

источник

Физическое воспитание детей с церебральной патологией можно разделить на 3 периода:

доречевой и ранний возраст — от 0 до 3 лет;

дошкольный возраст — от 3 до 7 лет;

школьный возраст — старше 7 лет.

Первый период реализуется в центрах абилитации в детских поликлиниках и реабилитационных центрах. Второй период реализуется в дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида, имеющих специализированные группы детей с ДЦП. Третий период реализуется в специализированных школах.

Задачи 1-го периода: 1. Нормализация тонуса и моторики ребенка. 2. Стимуляция звуковой и речевой активности. 3. Развитие сенсорных процессов (зрительного, слухового, двигательно-кинестетического и др.). 4. Формирование предметной деятельности. 5. Развитие манипулятивной функции и двигательных навыков

Задачи 2-го периода: Развитие игровой деятельности и психических процессов. Развитие речевого общения. Расширение знаний об окружающей среде. Развитие сенсорных функций. Развитие ручной умелости и двигательных навыков. Воспитание навыков самообслуживания и гигиены.

Задачи 3-го периода: Развитие двигательных навыков. Развитие психических процессов и речи. Развитие познавательной деятельности. Профессиональная ориентация.

У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата и детским церебральным параличом (ДЦП) из-за двигательных нарушений недоразвитыми оказываются костная, мышечная, эндокринная, сенсорные системы, что приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении. Кроме того, в двигательной сфере наблюдается отставание в физическом развитии и физической подготовленности.

Читайте также:  Физиотерапия при травме ахилла

Методы физиотерапии широко используются на всех этапах лечения и реабилитации детей, больных ДЦП, с целью восстановления функций головного и спинного мозга, периферической нервной системы, опорно-двигательного аппарата, их психоэмоционального развития, укрепления общего состояния. Они относятся к числу методов, которые дают в комплексе со специальной гимнастикой, массажем, медикаментозной терапией, логопедической, ортопедической, психопедагогической коррекцией отчетливый лечебный эффект, иногда проявляющийся даже при относительно коротких курсах лечения.

Основанием для назначения физических методов лечения при ДЦП являются те патологические изменения структуры и функции головного мозга, которые возникают при данном заболевании. Органические изменения в центральной нервной системе приводят к стойким параличам и последующей атрофии мышц, нарушению двигательных функций, расстройству речи, интеллекта и т. д. Как правило, возникает дефицит афферентно-эфферентной импульсации. Вместе с тем, наряду с погибшими нервными клетками в передней центральной извилине головного мозга, экстрапирамидных образованиях, мозжечке и других структурах, ведающих функциями движения, координации, мышечного тонуса, речи, имеются полностью сохранившиеся нервные клетки и нервные клетки, пострадавшие только частично. Используемые при ДЦП физические факторы воздействия направлены на оживление и усиление функции нервных клеток, которые берут на себя функцию погибших клеток, на создание благоприятных условий для восстановления сохранившихся, но функционально угнетенных участков центральной нервной системы, реализацию ее пластических и компенсаторных возможностей. Они применяются также с целью воздействия на пострадавшие двигательные пути, мышцы, суставы.

Физические факторы, влияние которых используется с лечебными и профилактическими целями, делятся на естественные, имеющиеся в природе и используемые обычно в курортных условиях (например, солнечные лучи, лечебные грязи, естественные минеральные воды и др.), и преформированные, т. е. созданные искусственным путем, которые применяются в физиотерапевтических кабинетах. Это

электро-, магнито- и световоздействия, ультразвуковая терапия, некоторые виды тепло- и водолечения.

Все физические факторы — комплексные раздражители. Воздействуя на организм, они вызывают в нем сложные адаптационные реакции с общими и местными компонентами.

Наиболее универсальным в механизме действия многих физических факторов является тепловой эффект, который проявляется в той или иной степени при реализации реакции на воздействие. Происходит усиление регионального кровотока, местных микроциркуляторных и метаболических процессов. Так проявляется неспецифический компонент действия физического фактора. Однако каждый физический фактор оказывает свое, присущее только ему специфическое действие. Оно определяется особенностями физического фактора и избирательностью поглощения его теми или иными тканями организма, которая зависит от их физико-химических свойств и глубины расположения. Процессы, характерные для действия каждого фактора, формируются на клеточно-молекулярном уровне. Специфичность воздействия физического фактора на организм связана также с соотношением частоты электромагнитных колебаний функционирующей ткани и физического фактора. В случае резонансного совпадения этих частот устанавливаются наиболее благоприятные условия для реализации его терапевтических возможностей.

Независимо от места приложения и вида физического фактора ответная реакция организма всегда формируется через нейрогуморальные и гормональные механизмы регуляции основных функций организма.

Особенность отечественной физиотерапии заключается в использовании физических факторов малой интенсивности. Известно, что все функциональные системы организма работают на очень низком энергетическом уровне. Малые дозы поглощенной энергии физического фактора стимулируют, а большие дозы, напротив, угнетают деятельность функциональных систем. Поэтому более выраженный терапевтический эффект наблюдается при слабой интенсивности используемого физического фактора по сравнению с физическим фактором средней и большой интенсивности. Эффективность малых доз воздействия особенно наглядна при проведении процедур на области проекции функционально активных зон -эндокринные железы, вегетативные узлы, иммунокомпетентные органы.

Назначая курс процедур, учитывают фактор привыкания организма к повторяющимся однотипным воздействиям, ведущий к снижению их терапевтической эффективности. Поэтому в процессе лечения меняют параметры физического воздействия,

используемые методики, сам способ физического воздействия. Это положение особенно актуально при лечении больных ДЦП, которое продолжается годами.

При физическом воздействии могут преобладать местные, сегментарные или общие реакции организма. Для общего воздействия используют лечебные методы, оказывающие влияние на функциональное состояние клеток головного мозга и расположенные в нем жизненно важные центры, и рефлекторно-сегментарные методики. В лечебный комплекс включают также воздействие на мышцы и связочно-суставной аппарат.

Выбор адекватного метода физиотерапии больному ДЦП определяется особенностями физического фактора, клинической симптоматикой, общим состоянием больного, сопутствующими заболеваниями.

Перед проведением физиотерапевтической процедуры необходимо успокоить ребенка (вплоть до назначения седативных препаратов легко возбудимым детям), дать ему отдохнуть. Дозу воздействия постепенно увеличивают как во время процедуры, так и в ходе курса лечения. При использовании аппаратной физиотерапии в ряде случаев первую процедуру следует проводить без включения аппарата с тем, чтобы не испугать ребенка и не вызвать у него негативного отношения к последующим процедурам.

Для лечения детей чаще применяют импульсные режимы физического воздействия. Это позволяет уменьшить энергетическую нагрузку на растущий организм и использовать преимущественно специфический компонент действия фактора. Получившие в последнее время распространение процедуры магнито- и лазеротерапии отличаются высокой эффективностью, легко переносятся детьми и поэтому нашли широкое применение в лечебной практике.

Продолжительность физиотерапевтических процедур и общее число их на курс лечения у детей меньше, чем у взрослых, проводят их через день или два дня подряд с отдыхом на третий день. Во время проведения процедуры ребенок должен находиться под постоянным наблюдением персонала. Необходимо следить за его общим состоянием, двигательной и эмоциональной реакцией, цветом кожных покровов, регистрировать частоту пульса, по показаниям — артериальное давление. После процедуры ребенок отдыхает в течение 20-30 мин. При составлении индивидуальных комплексов лечебных мероприятий согласовывают время проведения этих мероприятий с режимом дня, учебно-воспитательной работой, планируют их так, чтобы сохранялась преемственность на разных этапах лечения. Проводят процедуры не ранее чем через час после приема пищи или через 30-45 мин после него.

Выделяют некоторые общие положения, определяющие выбор физических методов лечения больных разными формами ДЦП.

При спастических формах ДЦП (спастическая гемиплегия, спастическая диплегия, двойная гемиплегия) физио- и бальнеологические процедуры назначают с целью направленного воздействия на патологический очаг в головном мозге, на уменьшение спастичности мышц, повышение тонуса ослабленных мышц—антагонистов спастичным, устранение контрактур и деформаций суставов, улучшение речи, координации движений, коррекцию психоэмоциональной сферы.

Больным этими формами ДЦП назначают электрофорез лекарственных веществ, улучшающих кровоснабжение и функциональное состояние клеток головного мозга, способствующих снижению тонуса спастичных мышц, а также магнитотерапию и микроволновую терапию (ДМВ) на область головы (на одно или оба полушария), трансцеребральную импульсную терапию, электростимуляцию ослабленных мышц — антагонистов спастичным и артикуляционных мышц, теплолечение (грязевые, парафиновые, озокеритовые аппликации, облучение инфракрасными лучами), разнообразные водолечебные процедуры.

При гиперкинетической форме ДЦП задачей физиотерапии и бальнеотерапии является подавление усиленной деятельности подкорковых систем, уменьшение выраженности гиперкинезов, генерализованных двигательных реакций, тонического напряжения мышц, улучшение речевых функций на фоне достижения седативного эффекта.

При гиперкинетической форме ДЦП применяют электрофорез транквилизаторов по центральным методикам, атропина сульфата, сернокислого магния и др. на область воротниковой зоны, электросон, дарсонвализацию головы и шейно-воротниковой зоны, электростимуляцию ослабленных мышц, теплолечение, йодобромные, хвойные, гидрогальванические ванны, ванны из сенной трухи, корня валерианы.

При атонически-астатической форме ДЦП лечение должно быть направлено на уменьшение диффузной мышечной гипотонии, восстановление нарушенной координации движений, устранение туловищной атаксии, расстройств речи и интеллекта.

Больным атонически-астатической формой ДЦП назначают процедуры магнитотерапии и ДМВ-терапии на лобную и затылочную области головы, УФ-облучение воротниковой и трусико-вой зон эритемными дозами, дарсонвализацию головы и воротниковой зоны, воздействие синусоидальными модулированными токами на нижнегрудную-верхнепоясничную область, сухие углекислые, общие и камерные контрастные ванны. В лечебный комплекс включают электрофорез галантамина,

прозерина, фосфорнокислого натрия по методике Вермеля, глутаминовой кислоты по лобно-затылочной методике.

Важное значение имеет ранняя стимуляция развития двигательных навыков. Каждому ребенку назначается индивидуальный комплекс лечебной физкультуры в зависимости от возраста и формы заболевания. При развитии двигательных функций важно соблюдать возрастную закономерность их развития, поэтапно тренировать все виды двигательной активности: повороты, сидение с последующим вставанием на колени, а затем на ноги, положение на животе с последующим ползаньем. Привлекая ребенка к активному выполнению движений, следует избегать его чрезмерных усилий, что приводит обычно к резкому повышению мышечного тонуса.

На начальном этапе работы по развитию движений у детей с церебральным параличом используют серию упражнений для стимуляции подъема и удержания головы, разгибания верхней части туловища. Позже проводят упражнения для тренировки опоры на предплечья и на кисти, стимулируют ползанье на животе, проводят специальные упражнения для тренировки поворотов туловища (Бадалян Л.О.) [2, 38-40].

В дальнейшем ребенка обучают стоянию на четвереньках и развивают функцию равновесия в этом положении, стимулируют ползанье на четвереньках, проводят специальные упражнения по тренировке функции сидения, развивают способность самостоятельно садиться, вставать на колени, затем на ноги, развивают возможность вертикальной позы и ходьбы.

Важное значение в физическом воспитании ребенка с церебральным параличом имеют специальные упражнения, направленные на развитие манипулятивной функции рук. Развитие функции рук тесно связано с формированием общей и артикуляционной моторики. Известно, что ранней стадией общения является язык жестов. Тренировка функции руки имеет важное значение для развития психических и речевых навыков. Ребенка учат захвату и произвольному отпусканию предмета. При этом важно, чтобы в захвате участвовали, в первую очередь, большой, указательный и средний пальцы, а не только мизинец и безымянный. Для этого полезно проводить специальные упражнения, например, учить ребенка подносить ложку ко рту.

Ребенку с церебральным параличом трудно не только захватить предмет, но и отпустить его, поэтому ребенка важно учить произвольному разжиманию кисти, а также перекладыванию предмета из одной руки в другую. Для развития дифференцированных движений пальцев, например для надавливания указательным пальцем, используют различные предметы и игрушки.

Важное значение имеют специальные упражнения по подготовке и развитию самостоятельной ходьбы. Для этого ребенка следует обучить правильной вертикальной постановке головы и туловища по отношению к опорной поверхности; умению перемещать центр тяжести на опорную ногу, равномерному распределению массы тела на обе ноги. Необходимо развить у ребенка спорность стоп и шаговые движения в разных исходных положениях: лежа на спине, сидя на детском стульчике, стоя.

Вначале ребенка обучают вставанию и ходьбе с поддержкой при этом необходимо обратить внимание на правильное распределение центра тяжести тела и сохранение равновесия. С этой целью тренируют ходьбу с опорой на передвигающийся впереди утяжеленный стул, коляску с грузом, учат ходить в брусьях и ходунках.

Важное значение имеют и специальные корригирующие приемы по стимуляции реакций равновесия. Специфика упражнений дифференцируется в зависимости от формы ДЦП. Возможность стояния и ходьбы у детей с церебральным параличом зависит от степени поражения ног, развития контроля головы и реакций равновесия. Становление этих функций значительно затрудняется, если ребенок не может использовать руки для поддержки.

Для улучшения общей подвижности и физического развития можно использовать уже изученные ребенком основные двигательные навыки, применяя их в различных сочетаниях и в различных условиях. Сюда могут быть отнесены самые разнообразные перемены положения тела в комбинации с захватами, бросками предметов, задания на равновесие, преодоление каких-либо препятствий и пр. Для улучшения подвижности и координации движений, также можно использовать упражнения с мячом. Упражнения с различными мячами (малыми, большими) динамичны и эмоциональны, способствуют развитию силы, координационных способностей, быстроты простой и сложной двигательных реакций, требуют способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Они эффективно влияют на развитие как психических процессов (внимания, восприятия, памяти, рациональности мышления, воображения), так и физиологических (усиливают кровообращение, дыхание, обмен веществ) и используются в качестве общеразвивающих, подготовительных и специальных упражнений в физической реабилитации детей с двигательными нарушениями.

Кроме лечебной гимнастики, для подготовки ребенка к самостоятельному передвижению широко используются различные виды массажа. Классический лечебный массаж при ДЦП способствует расслаблению напряженных мышц и стимулирует

функционирование ослабленных мышц. Используются различные приемы массажа: поглаживания, потряхивания, точечный и вибрационный, криомассаж.

Задачи массажа: нормализация произвольных движений, мышечного тонуса, улучшение крово- и лимфотока, предупреждение возникновения контрактур, стимуляция ослабленной функции мышц, усиление метаболизма тканей. В комплексное лечение ДЦП также включают сегментарно-рефлекторный массаж с ЛФК.

Главным и действенным средством коррекции и профилактики при двигательных нарушениях является правильное и своевременное физическое воспитание, в котором особое внимание следует уделить укреплению мышечного аппарата и равномерному физическому развитию.

Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 313 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

источник