Меню Рубрики

Крепость ени кале как добраться

При СССР Керчь стала городом-героем благодаря своему стратегическому расположению. Именно поэтому турецкая крепость Ени Кале уже несколько столетий считается ключом к Крымскому полуострову. Объект построен в XVIII веке на побережье Керченского пролива. «Новая крепость» — именно так название достопримечательности переводится с турецкого языка. Главное же достоинство старинного укрепления — живописные окрестности.

Крепость локализуется в керченском пригороде, неподалёку от деревушки Сипягино. Ближайшие ориентиры — Киммерийское шоссе и паромная переправа. Ниже вы узнаете о том, как лучше добраться в крепость и почему её стоит посетить.

В былые времена крепость Ени Кале считалась неприступным бастионом. Самые древние укрепления в этих местах были возведены генуэзцами (XIV-XV века). До этого греки вели активную торговлю с Таманью, и на месте будущей крепости стояли их поселения. В XIII столетии пролив контролировался Мирмидонским царством.

1475 год ознаменовался уходом с полуострова генуэзцев, на смену которым явились турки. Новая власть возвела скальное укрепление посреди Керченского пролива, но вскоре форт был разрушен. В 1699 году началось очередное масштабное строительство, инициированное турками. Цитадель была полностью восстановлена к 1706 году, а её проектированием занимался итальянский архитектор Голоппо.

Начиная с 1711 года устанавливается мир между Россией и Турцией. Крепость Ени Кале в Керчи превращается в значимый торговый центр. Новые проблемы возникают в связи с Крымской войной. Русские войска начали наступление на Перекоп, и крепость была сдана защитниками без боя. Военное значение было полностью утрачено крепостью к первой половине XIX столетия.

В 1855 году Ени Кале превратилась в военный госпиталь. Последнее сражение с участием местного гарнизона произошло в 1855 году. В итоге русские отступили, а в 1880 году укрепление становится необитаемым. В советское время достопримечательность была отреставрирована. Сейчас по крепостным землям протянута железная ветка (постоянная вибрация создаёт угрозу безопасности исторического сооружения).

Первозданное величие крепость утратила вследствие многолетнего запустения, но причин посетить её по-прежнему предостаточно. И дело тут не только в культурно-исторической ценности, но и в живописных ландшафтах, окружающих сооружение. Перечислим пять причин для осмотра достопримечательности:

  1. Увлекательная экскурсионная программа. В окрестностях крепости Ени Кале организуются джип-туры и трекинговые экспедиции, к одной из которых можно присоединиться за умеренную плату. Впечатлений получите море.
  2. Древняя история. От старинных руин всегда веет былыми эпохами и давно отгремевшими сражениями. Посетив крепость, вы сможете погрузиться в стародавние эпохи, а с грамотным гидом ещё и узнаете много исторических фактов.
  3. Изумительные пляжи. В окрестностях Ени Кале располагаются безлюдные и чрезвычайно живописные пляжи. Там вполне можно «зависнуть» на несколько дней, наслаждаясь солнцем и ветром.
  4. Подземные ходы. Если долго бродить по территории крепости, можно наткнуться на входы в засыпанные подземные тоннели. Проникнуть под землю вы не сможете, но побалуете себя неожиданными открытиями, не отмеченными в путеводителях.
  5. Красивые снимки. На крепостных стенах получаются уникальные селфи, которые не стыдно выкладывать в Инстаграме и показывать знакомым.

Экскурсии в крепость начинаются с посещения нижней её части, локализующейся у самой дороги. Именно тут велись реставрационные работы, поэтому вам попадутся следы цемента и советской кладки. Мы рекомендуем подняться к воротам и насладиться открывающейся оттуда панорамой. По гребню вы попадёте к верхней крепостной оконечности — именно там берут начало тропинки, ведущие в сторону мостика и старинного рва.

По обе стороны каменного моста находится множество крепостных построек. Некоторые сооружения засыпаны землёй, другие неплохо сохранились до наших дней. Здесь же располагаются таинственные подземные коридоры.

Достоинство крепости состоит в том, что её можно осматривать совершенно бесплатно в любое время. Перед посещением крепости Ени Кале в Керчи выясните, как добраться к этому месту. В 11 километрах от достопримечательности расположен автовокзал, от которого регулярно отходят автобусы и маршрутные такси. Ехать нужно в сторону паромной переправы на маршрутках 18 и 24. На 24-м номере вы доедете в нужное место и от железнодорожной станции.

Древняя крепость Ени Кале точного адреса не имеет. Цитадель расположилась в 11 километрах от центра Керчи близ деревушки Сипягино. Если вы отправились в путь на своей машине, сворачивайте на Киммерийское шоссе, связывающее город с переправой. Цитадель отлично просматривается с трассы, пропустить это место вы не сможете.

Для осмотра керченских достопримечательностей лучше всего выделить несколько дней. Так вы и духом старины сможете насладиться, и на пляжах вдоволь поваляетесь. Рассмотрим мини-отели, расположенные в пределах досягаемости от выбранной вами достопримечательности:

  • «Таунхаус у моря». Отличный вариант для шумной компании. Эллинг под ключ арендуется на Аршинцевской косе. Есть оборудованная кухня, беседка, Wi-Fi и парковка на одну машину. До центра города придётся ехать 20 минут при условии наличия собственного авто. Цены демократичные, возможен платный трансфер и скидки (обсуждаются индивидуально).
  • «Как дома». Бюджетным и приемлемым решением будет аренда комнаты в частном секторе. Гестхаус «Как дома» расположился в микрорайоне Героевское. Это двухэтажное здание с десятью комфортабельными номерами. Рядом — песчаный пляж и остановка маршрутки.
  • «Морской бриз». Ещё один гестхаус в Героевском. Интерьеры весьма скромные, зато суточная аренда номера не превышает 500 руб/чел. Есть Интернет, стиральная машина, детская площадка и общая кухня. За дополнительную плату можно получить регулярное питание.

В Керчи много интересных достопримечательностей, с которыми вы познакомитесь на нашем сайте. Возможно, наш ресурс сподвигнет вас сесть в самолёт и отправиться в Крым. Пусть ваше странствие будет познавательным!

источник

Я очень люблю Крым, и не только за ласковое море, множество уютных пляжей и чистейший воздух. Но и за огромное количество достопримечательностей, в каждом уголке полуострова. Например, в Керчи есть удивительное место – крепость Ени-Кале. Она однозначно заслуживает пристального внимание любого туриста, почитающего историю Крыма.

Все пляжи Крыма тут .

Находится старинная крепость на окраине Керчи. В его северо-восточной части, прямо на берегу Керченского пролива. Эта турецкая крепость, одно из самых посещаемых и любимых мест туристов. В свое время крепость не была частью города. Это было отдельное поселение, со своими оборонительными сооружениями. Но со временем, Керчь разрасталась, и Ени-Кале стала его неотъемлемой частью. В переводе с турецкого, название фортеции – «Новая крепость».

Территория крепости обладает своей неповторимой энергетикой. Положительной настолько, что хочется возвращаться сюда каждый раз, когда приезжаешь в город-герой. Считается, что крепость соорудили в период с 1699 по 1706 год. Но есть данные, согласно которым первое поселение тут было основано еще во времена Боспорского царства. А значит, это место по праву может считаться одним из древних, возможно, такое же древнее, как и Пантикапей, а может даже и Херсонес Таврический.

Крепость Ени-Кале

Несмотря на то, что крепость считается турецкой, строили ее итальянцы и французы на протяжении шести лет – с 1699 по 1705 (по другим данным по 1706 год). У крепости изначально было предназначение: не пропускать русские корабли, на территорию Черного моря с Азовского. Служила крепость оборонительным сооружением не так долго. Война с Петром 1 была непродолжительной, через несколько лет все стихло.

Но и тишина в этих местах длилась не так долго. Уже в 1768 году разгорелась русско-турецкая война. В 1771 году русские одержали победу и фортеция, впрочем, как и акватория Азовского моря. В 1835 тут основали военный госпиталь. Но и его существование продлилось недолго. Последние военные действия, тут были в 1855 году. В 1856 году окончательно закончился частичный ремонт крепости. Но уже в 1880 году ее забросили. Ени-Кале постепенно превращалась в руины.

Крепость Ени-Кале

Сегодня Ени-Кале – исторический памятник архитектуры, охраняемый государством. Возможно, благодаря тому, что в последние годы несколько раз на территории крепости, которая, к слову сказать, занимала площадь боле двух гектаров, проводились реставрационные работы. Она все же находится в аварийном состоянии. Огромное влияние на ситуацию, оказывает действующая железная дорога, ведущая к Керченской переправе.

Ранее, в крепостное сооружение, вело трое ворот: Керченские, Азовские и Джанкойские. Самые красивые считались Азовские ворота. На территории крепости, было огромное количество строений, в том числе склады с порохом, водонапорная башня, жилые дома, мечеть и даже баня.

Крепость Ени-Кале

До нашего времени отлично сохранились стены, бастионы и башни. Кстати, именно их вы можете увидеть на многочисленных рекламах « экскурсии в Крыму ». На территории крепостного сооружения, имеется много подземных ходов. Еще перед Великой Отечественной войной, их хотели тщательно исследовать. Но многие были, уже на то время, засыпаны. А те, что сохранились до нашего времени, посещать не рекомендуется.

Есть, конечно, отчаянные деятели, стремящиеся попасть в подземные сооружения. Но я это не делал, так как существует большая вероятность обвалов. А это опасно для жизни. И увлекательное путешествие по историческим местам может окончиться трагически. Но поверьте мне, тут есть что посмотреть и без подземных ходов.

Отсюда открывается потрясающий вид на море. Если у вас отличное зрение, то без проблем сможете увидеть незабываемую, удивительную картину слияния Черного и Азовского морей. Удивительное место с очень хорошей энергетикой.

Ищите где остановиться в Крыму?

Тут все зависит от того, чем вы путешествуете. Если это общественный транспорт, то вам подойдут маршрутные такси № 18 или 24, а также автобусы № 1 и 19. Доезжаете до остановки «Стройгородок». Маршрутка №24 идет прямо до крепости Ени-Кале. Если сядете на другой общественный транспорт, от остановки километра два придется идти пешком, либо ловить попутку.

Если у вас нет своего автомобиля, рекомендую арендовать авто в Крыму. Сегодня сделать, это можно буквально за несколько минут. Итак, если вы передвигаетесь на автомобиле, двигайтесь по трассе Е97. Через улицы Горького, Петрова и Кулакова. Трасса ведет к переправе (парому), а чтобы выехать непосредственно к крепости надо сразу за ж/д переездом свернуть вправо. Подробная карта и точные координаты расположены внизу страницы.

Вход на территорию бесплатный, можно даже въезжать на машине. Некоторые туристы так и делают. Я же противник этого. Считаю, что и поездки на автомобиле, по территории главной достопримечательности Керчи, наносят непоправимый вред памятнику, истории и архитектуры.

На сегодня это все, чем я хотел с вами поделиться. Если вы уже решили отправиться в это удивительное место – заранее подумайте о месте проживания. В Керчи огромный выбор гостиниц, отелей, баз отдыха и даже кемпингов . Поэтому каждый гость города имеет возможность выбрать себе, идеальный вариант, и тем самым обеспечить не только интересный, но и комфортный отдых в Крыму .

источник

Трудно переоценить стратегическое значение, которое имеет Керчь. Крепость Ени-Кале (чаще название пишут слитно) – доказательство того, что государства, владевшие Крымом в прошлом, понимали это.

Во время своего расцвета она административно не относилась к Керчи – это было отдельное поселение, фортификацию окружали домики мирных местных жителей. Но город с тех пор разросся, а Еникале оказалась в его черте. Карта может помочь убедиться в том, что она стоит как раз возле самого узкого места Керченского пролива. Совсем близко расположена действующая сегодня паромная переправа.

Построили Еникале на рубеже XVII-XVIII вв. турки, в зависимости от которых находилось Крымское ханство. Ее название переводится как «новая крепость». Оно мотивировано – турецкая фортеция заняла место более ранних оборонительных конструкций.

По имеющимся сведениям, на том же месте укрепленное городище существовало еще во времена Боспорского царства. Затем там же построились генуэзцы в период наиболее активной колонизации Причерноморья. Османская агрессия заставила их покинуть Крым, а строение досталось победителям. Они пробовали воспользоваться им, да не слишком получилось – укрепления подорвали казаки, нередко совершавшие набеги морем на крымские берега.

В XVII столетии крепости в Керчи фактически не было, предложения некоторых «продвинутых» турецких военных построить ее не встречали понимания у султана. Татарам же не разрешалось укреплять побережье, только Перекоп – Турция не желала рисковать своей монополией на морскую торговлю. Впрочем, особой нужды в форте действительно не было – соперников на Черноморье и Азове османы не имели.

Однако в конце века ситуация резко поменялась. Юный Петр I всерьез настроился «моря воевать», а в 1699 г. вышли первые корабли петровского флота. Была захвачена крепость Азов, а Турция столкнулась с необходимостью как-то контролировать движение русской эскадры, если она хотела сберечь свое господство в Черноморье.

С этого момента началась история собственно крепости Ени-Кале. Ее строили специалисты-европейцы (итальянец и французы) с 1699 по 1705 гг. Назначением нового бастиона было недопущение российских кораблей из Азовского моря в Черное. Но активно действовать форту долго не пришлось – на несколько десятилетий военные события на Черном море затихли. Они разгорелись вновь, когда в 1768 г. началась новая русско-турецкая война. И тут Еникале показала себя не с лучшей стороны – в 1771 г. она сдалась россиянам без боя.

Но Россия вскоре перестала в ней нуждаться – Азовское море стало полностью российским, да и на Черном спорить с ней стало опасно. Постепенно крепость превратилась в военный лазарет. Последний бой она дала во время Крымской войны, причем тоже неудачно – англо-французский десант легко выбил оттуда небольшой гарнизон. Лазарет существовал до 1880-х гг., а потом укрепление вовсе забросили.

Сегодня в г. Керчь крепость Еникале охраняется государством как исторический памятник. Она сравнительно хорошо сохранилась, хотя состояние признается аварийным – невзирая на то, что в последние годы проводились незначительные реставрационные работы.

Ени-Кале занимала площадь около 2 га, была рассчитана на гарнизон в 2000 человек. В плане она представляет собой пятиугольник неправильной формы. Кроме стен, имелись также ров и вал (с трех сторон). На территории располагались казармы для солдат, дома для офицеров, мечеть, арсенал, несколько жилых построек.

Читайте также:  У грудничка из за мальтофера может быть кровь в кале

Известно, что под землей имелись многочисленные подземные туннели – вероятно, появившиеся еще в греческое либо генуэзское время. Их пытались исследовать перед Великой Отечественной, но ныне большинство из них засыпаны ради безопасности. Даже если и получится найти свободный, туристам категорически не рекомендуется забираться туда – без специальных навыков и оборудования это опасно для жизни.

Не получится увидеть и еще одну достопримечательность Еникале – керамический водопровод, спасавший от нехватки воды. После освобождения Керчи от фашистов местные жители разобрали его остатки ради ремонта собственных домов. Но известно, что он шел от Хрониной горы, где есть минеральные источники.

А вот стены и пять бастионов с нависающими башнями увидеть можно. Их часто запечатлевают на фото. Посещение Ени-Кале входит в программу многих экскурсий по Керчи, нетрудно попасть туда и самостоятельно – укрепления видны от паромной переправы. Рядом проходит и железнодорожная линия.

Последняя и виновна в аварийном состоянии памятника. Сотрясения почвы, вызванные прохождением составов, вызвали разрушения бастионных стен. Теперь периметр достопримечательности «ждет не дождется», когда завершится строительство Керченского моста. Когда его железнодорожная линия будет введена в эксплуатацию, от старой колеи запланировано отказаться, как следствие, вибрация перестанет разрушать старые строения.

Добраться до крепости Еникале несложно. В районе автовокзала садитесь на городские маршруты №1 или №19 и езжайте до остановки «Стройгородок», откуда придется преодолеть порядка 2 км пешком или на попутках. От железнодорожной станции впритык к достопримечательности ходит автобус №24. В районе микрорайона «Опасное» на него можно подсесть, двигаясь на маршрутке №1 от «Порта Крым».

На машине от центра Керчи доехать до Ени-Кале можно так:

Крепость Еникале в Керчи первой встречает гостей Крыма, прибывающих паромом с материковой России. И это замечательно, что большинство из них интересуется не только крымскими пляжами и винами, но и историей! В заключение предлагаем небольшое видео об этой памятке, приятного просмотра!

источник

Еникале или Ени-Кале — древняя крепость, построенная в османской империи возле города Керчь для обороны восточного побережья Крымского полуострова от Русского флота в 17 веке.

Добраться до крепости Еникале проще всего, двигаясь от центра Керчи в сторону паромной переправы, по Киммерийскому шоссе или от паромной переправы к городу. Адрес крепости Еникале: г. Керчь, ул. Сипягина. Крепость хорошо видно с дороги, пропустить ее практически невозможно. Посещение Крепости Еникале — бесплатно, доступ ко всем ее достопримечательностям открыто круглосуточно.

Крепость Ени-Кале была основана в 1699 году по приказу Турецкого правителя. Строительство продолжалось 7 лет и было законченно 1706 году. Строительством крепости руководил итальянский инженер Голоппо, принявший ислам и перебравшийся в Стамбул. Строительство Еникале было по большей части за счет крымских татар, которые полностью подчинялись Стамбулу. Название крепости “Ени-Кале” с турецкого переводится не иначе как “Новая крепость”. С момента завоевания Османской империей Крыма и изгнания в конце 15-го века Генуэзцев турки не строили большие укрепления в Крыму, боясь предательства крымских ханов. Второй причиной являлось то, что море практически стало внутренним в османской империи. Предпосылками для строительства крепости стало появление русского флота в Азовском море и захват крепости Азов без больших потерь со стороны Русской армии.

Место для строительства крепости Ени-Кале было выбрано очень основательно и грамотно. Выходя из узкой горловины Керченского пролива, попадаешь в районе Керчи на мели и крутое побережье, место для манёвра практически нет, и на возвышении около 50 метров над уровнем моря становишься перед крепостью как на ладони, орудия которой с легкостью превращают любой корабль в решето. Крепость была выстроена в форме неправильного четырехугольника, обнесена стеной с зубцами и обрамлена рвом. Крепость была рассчитана на 2000 человек, в основном состояла из турок, только низшие чины и простые войны были татарами. Крепость Ени-Кале по меркам 17-18 веков была укреплена довольно-таки неплохо и имела шансы отстоять даже в серьезных сражениях или осадах, но поучаствовать в военных действиях при Турецком господствовании в Крыму она не смогла.

В 1771 году крепость Еникале была без боя сдана Русской армии в скором порядке, даже имея свежее подкрепление для зашиты крепости, Турецкий правитель принимает решении о капитуляции Крыма, татары защищать крепость тоже не стали. Через три года в 1774 году крымские ханы присягают на вечную верность России, императрице Екатерине второй, а Турция признает Крым частью Российской империи. В 19 веке крепость Ени-Кале перестала быть стратегически важным объектом и в 1835 году территорию крепости отдают под военный госпиталь, который просуществовал до 1880 года. С конца 19 века крепость стала заброшенной, после ухода военного госпиталя все сооружения были заброшены и со временем пришли в полное увядание и разрушение. За крепостью не было ухода и контроля, часть сооружений было разобрано на строительные материалы и увезена в Керчь и в окрестные поселения.

В период второй мировой войны в районе крепости Еникале велись ожесточенные бои, которые практически уничтожили те небольшие остатки крепости, которые не добило время. Последним ударом по крепости стало строительство железной дороги в непосредственной близости от нее. Движение поездов с Керченского парома своей вибрацией добивает те крохи строений, которые дошли до нас. Хоть и есть указатели, что крепость является памятником, но она вообще не охраняется и сохранность большинства ее достопримечательностей находятся под угрозой.

Посещение крепости Еникале лучше всего начинать с нижней ее части, которая находится у дороги. Нижняя часть крепости была восстановлена относительно не давно, и по этому местами, имеет следы современной кладки и цемента. Обычно у большинства туристов посещение Еникале — на этом и заканчивается, но если, по тропе идущей на вершину скалы, подняться на верх к воротам, то именно с этой точки и открывается основная панорама крепости. Именно с верху, понимаешь масштаб крепости и ее величие. По гребню крепости можно дойти до ее верхней окраины и оказаться у тропинки спускающейся к старинному рву и мостику.

По дороге под мостиком можно снова вернуться к исходной точке маршрута. Возле моста и с лева и справа, находится довольно много разных строений, которые или частично или полностью засыпана землей. Посмотреть можно, только еле различимые развалины. Общаясь с местными краеведами, выяснилось, очень много интересных фактов о Крепости Еникале. К примеру в концу 19- го века большая часть подземных ходов была засыпана в месте с их содержимым, а так же существует несколько легенд, о запрятанных кладах на территории Еникале. В общем, в любом случаи раскопки крепости, которые возможно рано или поздно начнутся, откроют Нам множество тайн и секретов.

Крепость Ени-Кале — один из прекраснейших памятников истории и архитектуры города Керчи и является одной из самых посещаемых достопримечательностей восточного берега Крымского полуострова. Если Вы планируете посетить Крым со стороны Керченского пролива обязательно уделите около часа крепости Еникале и Вы гарантированно получите множество удовольствия, десятки хороших снимков и море хорошего настроения. Крепость Еникале — одна из самых красивых крепостей Крымского полуострова.

источник

Крепость Еникале в Крыму является одним из прямых доказательств того, что все государства, владевшие когда-либо полуостровом, понимали его стратегическое значение. Теперь крепость, представляющая собой одну из главных архитектурных и исторических достопримечательностей города, занимает одно из первых мест по посещаемости среди туристических объектов восточного побережья Крыма. Здесь вы получите множество позитивных эмоций, отличное настроение и эффектные фотоснимки, сделанные на фоне древнего архитектурного памятника.

Во времена расцвета крепость входила в состав города Керчь как отдельное поселение, окруженное домами местных жителей. Когда город начал разрастаться, Еникале оказалась уже в его черте. Она находится в районе, где Керченский пролив максимально сужается, рядом расположена паромная переправа.

Крепость построена на рубеже 17-18 столетий турками, в вассальной зависимости от которых тогда находилось Крымское ханство. Строительство происходило на месте, где уже располагались старые оборонительные сооружения.

Укрепления в этом районе существовали со времен Боспорского царства, в период колонизации побережья Черного моря тут обосновались генуэзцы. Османское нашествие вынудило их уйти из Крыма, а сооружения перешли к победителям, у которых долго не получалось воспользоваться ими по прямому назначению.

В 17 веке крепости в Керчи не было, все предложения турецких военных о ее строительстве отклонялись султаном, а крымским татарам было запрещено самостоятельно укреплять побережье полуострова. Однако и особой потребности в укреплении береговой линии у турок на тот момент тоже не было – они и так господствовали на Черном и Азовском морях.

Но уже к концу века ситуация начала меняться – Петр I всерьез настроился получить выход к Черному морю и в 1699 году захватил крепость Азов, здесь появились русские корабли. Османская империя столкнулась с необходимостью контроля за передвижениями русской эскадры, ведь от этого теперь зависело ее господство в Черноморском регионе. Тогда и началась история крепости Еникале.

Для проведения строительных работ, начатых в 1699 г. и завершенных в 1705 г., были приглашены специалисты из Европы. Главным назначением бастиона стало недопущение русского флота из Азовского моря в Черное. Вскоре военные действия прекратились, и крепость перестала быть активно действующей. Но с началом в 1768 году войны между Россией и Турцией боевые действия возобновились. В их результате Еникале в 1771 году без сопротивления сдалась русским войскам.

Но для России она стала на нужна – соперничать с ней на Черном море было уже небезопасно. Свой последний бой крепость дала во время Крымской войны. В мирное время, вплоть до 80-ых годов 19 столетия, в ней размешался лазарет.

Посещение следует начать с нижней части крепости, находящейся у дороги. К сожалению, большая часть туристов на этом и заканчивают осмотр достопримечательности, однако, стоит подняться по тропе к воротам – и перед вами откроется прекрасная панорама.

С этой точки можно понять и масштаб сооружения, и оценить всю его красоту. Дойдя до самого верха, вы окажетесь у тропы, по которой можно спуститься к мостику и старинному рву.

Пройдя по дороге под мостиком, вы вновь вернетесь в начальную точку маршрута. В районе мостика расположен ряд различных построек, по большей части засыпанных землей. Местные краеведы рассказывают, что большинство имевшихся в Еникале подземных ходов засыпали еще в конце 19 столетия. Поведают они и о местных легендах, утверждающих, что на территории крепости спрятано несколько кладов.

Если вы хотите добраться до Еникале на автомобиле, то вам следует ехать от центра города к паромной переправе по Киммерийскому шоссе или же от паромной переправы – в сторону города.

На общественном транспорте вы сможете добраться до крепости следующим образом: у автовокзала сядьте на городской маршрут No1 либо No19 и проезжайте до остановки «Стройгородок», отсюда примерно два километра вам придется пройти пешком. Существует и вариант, при котором доехать до Еникале можно впритык – для этого у железнодорожной станции необходимо сесть на автобус No24.

Еникале на карте

Координаты: 45°20’51.36»N, 36°36’6.84»E.

Адрес крепости Еникале: г. Керчь, ул. Сипягина. Ее отлично видно с дороги и потому трудно пропустить. Отметим, что доступ к крепости открыт круглые сутки, а ее посещение – абсолютно бесплатно.

Авторы: Анастасия Берсенева, Валентина Фокина

источник

Это место – одно из многих на древней крымской земле, где находились еще античные поселения. В череде веков менялись владельцы территории, строились, не раз рушились и восстанавливались крепости, проходили войны, менялись границы. А море, горы и ветер были свидетелями этих исторических перипетий.

Фото крепости:

Крепость, которую знают как Ени-Кале, на татарском, арабском и османском звучит по-иному, но во всех случаях означает «Новая крепость». Сейчас это дальние окрестности Керчи. А в VI-VII веке до нашей эры на этом месте были греческие поселения, т.к. уже тогда здесь находилась переправа на Тамань. А до греков тут жили варвары.

А в 14-15 веках нашей эры генуэзцы соорудили здесь первую крепость из развалин древних жилищ. Затем они под натиском турок оставили крымские владения, а те восстановили крепость. Она просуществовала около полутора столетий до того, как была взорвана украинскими и русскими казаками.

Турки были заинтересованы в восстановлении Новой крепости из-за ее стратегического расположения: это «горло» Керченского пролива, и Османская империя благодаря этому могла контролировать и пресекать проход русской флотилии между Черным и Азовским морями. Более трех столетий назад итальянские и французские инженеры воссоздали хорошо защищенную турецкую фортецию, которая занимала территорию в два с половиной гектара.

За крепостными стенами находились склады пороха и вооружения, жилища, запасы питьевой воды, мечеть и баня. В то время Еникале была резиденцией турецкого правителя и располагала тысячным военным гарнизоном.

В ходе Русско-турецкой войны бастион был без боя оставлен гарнизоном, Еникале перешла в составе Крыма России. В начале позапрошлого века крепость перестала быть военным объектом, на ее месте почти полвека располагался военный госпиталь. После его ликвидации, никому не нужные постройки, постепенно разрушались.

Интересно!
Чтобы восполнять дефицит пресной воды строители предусмотрели прокладку керамических труб длиной в несколько километров, соединив крепость с подземным источником.

Природа Керчи и ее округи считается заповедной зоной. В ландшафте сочетаются горы и обширные равнины с невысокими возвышенностями. В городских окрестностях находятся курортные зоны и здравницы, где можно сочетать морские купания с грязевыми лечебными ваннами и фитолелечением местными травами.

Читайте также:  Панкреатическая эластаза i в кале 500 значение

Берег Черного моря изобилует обрывистыми скалами и удобными бухточками с чистой водой и песчаными пляжами. Прибрежные дороги не везде благоустроены, встречаются труднодоступные места с отдаленными малолюдными пляжами с нетронутой природой. В таких бухтах мелкое и ровное дно с теплой водой, где можно купаться уже в мае.

Древний крымский город Керчь богат уникальными достопримечательностями. И крепость Еникале – одна из них. Вот перечень некоторых самых интересных:

  • В центре города находится двухсотлетняя Митридатская лестница из почти четырех с половиной сотен ступеней. Она ведет на одноименную легендарную гору и украшена каменными грифонами, являющимися символом Керчи и красующимися на ее гербе.
  • С горы Митридат открывается панорама города и его окрестностей с переправой и морским портом. На вершине раскинулись останки древнего Пантикапея. Здесь тысячи лет назад обитали древние жители.
  • С Митридата в ясные дни хорошо видны два больших зеленых холма с курганами-усыпальницами первых боспорских владык. Царский курган – самый знаменитый в восточном Крыму. Его окружность четверть километра, высота 18 метров, а сооружен он почти два с половиной тысячелетия назад. Это величественное мистическое сооружение поражает воображение.
  • В трех десятках километров от Керчи можно любоваться уникальным природным феноменом – извержением шести десятка грязевых вулканов. Самый большой из них Джау-Тепе (с грязевой сопкой высотой в 60 метров) некогда стал виновником гибели соседнего поселения. Сейчас он спит, но может восстать в любой момент.

До древней крепости Еникале, которая находится в десятке километров от города, можно с автовокзала маршрутным автобусом № 18 или № 24. Последняя идет и от железнодорожного вокзала. Другой вариант – доехать до паромной переправы. Она находится рядом с крепостными стенами.

Важно!
Именно железнодорожная ветка, ведущая к переправе рядом с историческим объектом, приносит наибольший вред крепости из-за постоянной вибрации. Ситуацию улучшит ввод в строй Керченского моста.

GPS Координаты: 45°21’3″N 36°36’14″E Широта/Долгота

источник

Автобус ост. «м/н Опасное», № 1
Маршрутное такси ост. «Еникале», № 24
Маршрутное такси ост. «Стройгородок», № 18

Крымская крепость Еникале (или Ени-Кале) расположена на берегу Керченского пролива. Была возведена для обороны турков от флота Российской империи. От мощной турецкой крепости осталось не много от первоначального вида, однако живописный берег делает прогулку притягательной для местных жителей и туристов.

В окрестностях можно обнаружить тихие безлюдные пляжи, поэтому на прогулку по крепости обычно выделяют целый день. Этот красивый памятник истории остается одной из самых посещаемых достопримечательностей на восточном берегу Крыма.

Существует версия, что первые постройки в узком проходе Керченского пролива возводили генуэзцы в XIV-XV веках, используя для строительства бастионов развалины древнего города неподалеку.

История самой крепости началась в 1699 году, ее строительство осуществляли османы в течение 7 лет. Соответственно, название уходит корнями в турецкий язык и переводится как «новая крепость».

Возведение крепости было стратегически важным шагом для турков. Это связано с местоположением в самой узкой части пролива. Вооружив сооружение пушками, Османская империя имела превосходство и не давала пройти российским кораблям. С появлением крепости корабли оказывались как на ладони и не имели места для маневра.

В ходе русско-турецкой войны 1768–1774 года Турция не стала вступать в сражение за крепость, и русская армия получила Еникале. Впоследствии крепость потеряла значимость для военных, в XIX веке здесь был основан военный госпиталь, он работал недолго — до 1880 года. Позднее Еникале была совсем заброшена, из-за чего сохранились лишь ее части. Во время Второй мировой войны на территории крепости велись бои, которые также привели к разрушению оставшихся частей.

Реставрационные работы начались в XX веке. Сейчас крепость признана объектом культурного наследия народов РФ. При ее посещении можно увидеть сохранившиеся ворота, части стен и полубастион, расположенный со стороны берега. До окончания строительства Крымского моста еще большему разрушению памятника угрожала железнодорожная ветка, проходящая как раз через территорию крепости. Эта ветка связывала Керчь с паромной переправой, теперь ж/д поток перенесен на новый мост.

Известно, что в проекте строительства большой трехъярусной крепости принимали участие инженеры из Франции. Из-за неровного рельефа крепость располагалась на разных уровнях и высотах. Площадь всей крепости составляла почти 2,5 гектара. Построена в форме неправильного пятиугольника с полубастионом на каждом углу. Эти оборонительные сооружения были способны выстоять длительные осады и мощный огонь. Чтобы увеличить площадь поражения противника, некоторые полубастионы вынесены за периметр стен. С одной стороны крепость защищал берег, с трех других — ров.

Расположенный на территории колодец не справлялся с обеспечением водой более 1000 жителей крепости. Чтобы решить серьезную проблему был построен подземный водопровод к источнику в нескольких километрах.

В крепости размещались жилые дома, арсенал, склады, мечеть, баня. Ранее к крепости вели многочисленные подземные ходы, которые позже были засыпаны.

Осмотр обычно начинается с нижней части у дороги. Нужно подняться на вершину скалы, к воротам, откуда открывается панорамный вид на крепость. Именно здесь можно оценить всю былую мощь и размах крепости. Затем можно спуститься вниз ко рву и небольшому мосту.

Крепость находится недалеко от поселка Сипягино, по дороге на Керченскую переправу. В 11 км от крепости — центральная автостанция Керчи.

Доехать до крепости можно на общественном транспорте:

  • Маршрутное такси № 24, остановка «Еникале» возле крепости.
  • Маршрутное такси № 18, остановка «Стройгородок». От этой остановки до крепости придется идти пешком около 2 км: после остановки пройти прямо и свернуть на ул. Ярошенко, которая приведет к ул. Крестьянская, выходящей к крепости.
  • Автобус № 1, остановка «м/н Опасное». Это маршрут проезда от железнодорожной станции «Станция Крым». От станции пройти к остановке «Рыбколхоз», проехать до «м/н Опасное» и затем идти около 1,5 километров по ул. Минина. Таким же маршрутом можно доехать до крепости от Керченской паромной переправы.

В Еникале можно добраться и на своем автомобиле, ехать нужно от Керчи по направлению к паромной переправе, по Киммерийскому шоссе. Крепость легко увидеть сразу с дороги. Она расположена на ул. Репина.

Можно взять такси до крепости, в Керчи работает сервис Maxim.

Карта-схема пешего маршрута от остановки «м/н Опасное» до крепости Еникале:

Панорамный вид на крепость Еникале:

Видео о крепости Еникале на берегу Керченского пролива

источник

Заброшенная турецкая крепость Ени-Кале — одно из моих любимых мест в Керчи. Расположенная у самой кромки моря в тихом и уединенном районе города, крепость сразу притягивает к себе внимание, очаровывая своей особой атмосферой. Несмотря на то что крепость находится довольно далеко от центра города, всякий раз бывая в Керчи, я пытаюсь сюда ненадолго заехать.

Крепость Ени-Кале находится на самой окраине города недалеко от Керченской паромной переправы. Добраться сюда можно на маршрутном такси.

До крепости едут маршрутки № 18 и № 24. Ходят они довольно часто. По крайней мере у меня никогда не возникало проблем с ожиданием транспорта. Садиться нужно по направлению к Киммерийскому шоссе и паромной переправе. Выйти вы можете у самой крепости, маршрутки проходят прямо мимо нее. Так как крепость расположена сразу у дороги, не заметить и проехать ее сложно. Но для успокоения можно попросить водителя предупредить вас о том, когда нужно выйти. Водители, привыкшие к туристам, на подобные просьбы реагируют вполне адекватно.

От центра города на общественном транспорте ехать чуть больше часа, от автовокзала минут сорок, на автомобиле, конечно выйдет быстрее.

Со стороны города сюда ведет одна дорога, независимо от того, что вы выберете — общественный транспорт или личный автомобиль. Это проходящая в черте города трасса Е97 совпадающая с улицами Горького, генерала Петрова и генерала Кулакова. Сама трасса ведет к паромной переправе, а чтобы выехать к крепости, нужно после железнодорожного переезда свернуть направо.

Особенно удобно добираться сюда с паромной переправы, которая расположена от крепости на расстоянии трех километров в десяти минутах езды. Поэтому даже если вы в Керчи проездом, то я советую вам выделить немного времени и заехать полюбоваться развалинами старой крепости.

Вход в крепость бесплатный и свободный. Хотя при Украине были попытки ввести организованный проход туристов, они не увенчались успехом. С одной стороны это хорошо, но с другой, такая доступность крепости, конечно, сказывается на ее облике и состоянии.

Первые крепостные сооружения на этом месте были возведены еще генуэзцами, которые, как известно, на протяжении XIV–XV веков возводили свои оборонительные укрепления практически по всему побережью Крымского полуострова. В то время на месте Ени-КАле существовало генуэзское поселение Килиседжик. C XVI века Крым постепенно начал заселяться турками-османами. А на рубеже XVII–XVIII веков с момента получения Российской флота выхода к Азовскому морю турки занялись укреплением своих рубежей.

Ени-Кале, что в переводе с турецкого означает «новая крепость», была построена турками в самом начале XVIII века . Окончательный свой вид крепость приобрела скорее всего в 1703 — 1706 годах. Название она получила в противовес «старой» уже существовавший в то время в Керчи турецкой крепости. Находящаяся на юге Керческого полуострова между Черным и Азовским морями, Ени-Кале всегда обладала важным стратегическим значением. Сюда даже был переведен из Кафы (Феодосии) главный турецкий штаб.

Надо сказать, что крепость, имевшая внушительные размеры — порядка 25 тысяч квадратных метров, была рассчитана на пребывание там одновременно до двух тысяч человек. Крепость окружали жилые поселки, примыкающие к ней с севера, запада и юго-запада. Среди них — крупный населенный пункт с тем же названием, что и крепость, получивший на некоторое время даже статус отдельного города.

Во время русско-турецкой войны Ени-Кале была сдана без боя, в 1774 году в результате подписания Кучук-Кайнарджинского мирного договора крепость, перейдя во владения к Российской Империи, вошла в состав Керчь-Еникальского градоначальства Таврической губернии.

В дальнейшем крепость, утратив свое важное значение, стала постепенно приходить в запустение. Единственное сражение произошедшее здесь с момента ее перехода в состав Российской империи произошло в 1855 году — бои с англо-французскими войсками. Во второй половине XIX века здесь разместили военный госпиталь, после ликвидации которого крепость оказалась вовсе заброшена.

Несколько раз крепость осаждали в период Великой Отечественной войны во время осады города Керчь.

Предполагают, что в качестве зодчего выступал французский инженер де Вобан, а возможно и один из его учеников, руководство процессом строительства взял на себя архитектор итальянского происхождения, принявший ислам —Голоппо.

Крепость, имевшая в плане неправильный пятиугольник, с трех сторон была окружена рвом, с четвертой — морем. Благодаря крутому рельефу, крепость размещалась в несколько ярусов. По углам крепости было установлено пять полубастионов с узкими щелевидными бойницами, завершенных небольшими куполами. которые выдержали многочисленные осады неприятеля. Крепостные стены были сложены из местами необработанных квадров камня.

В крепость вели ворота — Керченские, Азовские и Джанкойские, названные так по направлениям дорог, ведущим к ним. Недалеко от въезда со стороны Джанкоя находилась резиденция визиря или турецкого шаха. наиболее интересными с художественной точки зрения являлись Азовские ворота. Они представляли собой два массивных пилона с низким арочным пролетом в центре. По периметру ворот шел венчающий профилированный карниз с декоративным узорчатым поясом. Пилоны завершались зубцами.

Внутри крепости располагалась большое количество зданий и сооружений различного назначения, среди них — жилые дома, арсенал, водяная башня, пороховые склады, мечеть и даже баня. Сейчас все это,к сожалению, утрачено, но тем не менее позволяет представить о оценить размеры крепости в XVIII веке.

Существенным недостатком было отсутствие питьевой воды, единственный колодец не справлялся с задачей. Именно поэтому для устранения данной проблемы инженерами был возведен акведук, поставлявший внутрь крепости пресную воду.

Как я уже писала, потеряв свое прежнее значение, крепость оказалась ненужной, в результате чего пришла в упадок и запустение. Во второй половине XX века Ени-Кале была поставлена на охрану в качестве памятника архитектуры, однако, серьезных реставрационных и восстановительных работ не проводилось. Негативным, я бы даже сказала, разрушающим фактором для крепости оказалось строительство железнодорожного полотна, проходящего в нескольких метрах от ее стен.

Несмотря на большое число туристов, это место не очень приспособлено для посещения. Здесь нет палаток с напитками или сувенирами, нет туалетов, кафе. Поэтому, собираясь посетить Ени Кале, лучше взять с собой воду и легкий перекус.Тем более, что в тени крепости можно устроить отличный пикник. Но лично я все выше перечисленное не считаю минусом, наоборот, это позволяет сохранить непередаваемую атмосферу этого тихого и уединенного места, насыщенного некогда яркими историческими событиями. Всеми забытая турецкая крепость, органически связанная с природой и окружающими ее маленькими деревянными жилыми домиками почти у самой воды, оставила у меня неизгладимое впечатление. А для особо дальнозорких крепость будет примечательно еще и тем, что именно с ее стен можно увидеть место слияния двух морей — Черного и Азовского.

Хотелось бы сказать вот о чем, в прошлом 2016 году один из местных жителей возле своего домика у стен крепости продавал прохладительные напитки и сушенную и вяленую рыбку, естественно своего собственного приготовления и улова. Очень любезный мужчина даже предлагал приготовить нам ужин. Такое местное «предпринимательство» как нельзя лучше вписалось в общую атмосферу места. Но к сожалению, не могу быть уверена, что мужчина будет торговать там на постоянной основе.

Читайте также:  Немного слизи с кровью в кале у ребенка

Для себя я составила вот такой маршрут осмотра. Красным обозначила границы крепостных стен, желтым — своеобразную протоптанную «туристическую тропу», двигаясь по которой можно увидеть самые значимые уголки внутри крепостных стен.

Выйдя из автотранспорта вы окажетесь у подножия крепости, то есть у ее нижнего яруса. Мне например сразу бросились в глаза остатки полубастионов Ени-Кале, нафотографировавшись на их фоне только потом я обратила внимание, что справа имеются ворота (Керченские как оказалось), через которые идет дорога наверх.

С нее можно попасть в полубаостион, заглянуть в бойницы и пройтись по остаткам крепостных стен первого уровня. Кстати, через эти ворота часто проезжают машины, автомобильная колея хорошо видна. Это, конечно, удобно, но, как вы понимаете, неблагоприятно отражается на сохранности исторического памятника.

Но не вздумайте на этом останавливаться! Для дальнейшего осмотра Вам нужно найти тропу, ведущую вверх, по ней вы доберетесь до следующих — Азовских ворот, отсюда откроется вид на всю территорию, некогда принадлежавшую крепости, позволяющий оценить ее истинные размеры. Ну и конечно, с вершины вы сможете полюбоваться морем или даже двумя.

Двигаясь на север и затем на северо-запад, встречая на своем пути остатки стен, вы дойдете до ее верхней северной точки, с нее можно будет увидеть сохранившийся ров и развалины Джанкойских ворот.

К сожалению даже очертания строений, находившихся внутри крепости едва различимы, лишь кое где виднеются остатки фундамента. Но проявив фантазию, можно попытаться представить, что же было там в далеком XVIII столетии. Далее, продолжая идти на северо-запад по уже проторенной тропинке, вы попадете в исходную точку маршрута.

Кстати, при желании прямо возле Ени-Кале можно окунуться в море — заход есть, правда будут попадаться валуны, а вот в метрах 300 от крепости есть более-менее оборудованный галечный пляжик. Честно сказать, ни там, ни там я не купалась, так как была в Ени -Кале ближе к вечеру и не было так жарко, но говорят, вода в этих местах грязновата.

На мой взгляд, Ени-Кале — одно из необычных и знаковых мест Восточного Крыма, которое нужно обязательно посетить, даже если вы в Керчи проездом. Ведь в этом памятнике как нельзя лучше происходит переплетение истории, архитектуры и уникальных ландшафтов полуострова.

источник

Керчь, Еникале: история создания крепости, дата постройки, интересные экскурсии, необычные факты, события, описание, фото, советы туристов

Еникале в Керчи – это крепость, которая находится на Крымском полуострове. Это сооружение играло большую роль в свое время, и за обладание им велись ожесточенные бои. О крепости, ее истории и интересных фактах будет подробно рассказано в этой статье.

Изначально крепость в самом узком месте Керченского пролива была возведена около V века до н. э., а важность этого места была оценена задолго до этого. Согласно историческим источникам, в XIII веке до н. э. на этой территории существовало Мирмидонское царство, которое и владело «входом» в Крым. За обладание таким «ключом» от полуострова на протяжении всей истории возникали многочисленные вооруженные столкновения.

В этих местах селились греки, татары и генуэзцы. Последние примерно в XIV-XV веках построили здесь крепость на основании развалин, предположительно оставленных еще мирмидонцами.

Однако уже к концу XV века генуэзцев из этих мест выгоняют турки, которые захватывают крепость и прилегающие земли. Крепость полностью перестраивается и превращается в по-настоящему неприступное сооружение.

История Еникале (Керчь) берет свое начало в самом конце XVII века. Как считают ученые, крепость была построена в период примерно с 1699 по 1706 год. Ее возвели османы для контроля над Керченским проливом, а название сооружения в переводе с турецкого означает «новая крепость». Постройкой укреплений руководил итальянский архитектор Голоппо, который принял ислам, а в качестве помощников выступили несколько инженеров из Франции.

Еникале в Керчи имела для империи османов очень важное значение с точки зрения стратегии. Дело в том, что крепость была построена в самом узком месте Керченского пролива. Оснастив это оборонительное сооружение мощными (для того времени) пушками, турки могли препятствовать российским кораблям свободно плыть из Азовского в Черное море и обратно.

Еникале (Керчь) была расположена на площади более 2,5 га. Некоторые исследователи утверждают, что крепость имела форму четырехугольника, однако это не так. Сегодня можно точно утверждать, что она была возведена в форме неправильного пятиугольника. Она имела достаточно необычное расположение из-за крутого местного рельефа и находилась на разных уровнях.

В углах крепости были возведены пять полубастионов, которые могли выдерживать продолжительную осаду, а также мощный огонь артиллерии. Некоторые полубастионы были выдвинуты за периметр стен на значительное расстояние, что позволяло увеличить площадь поражения наступающих вражеских войск.

Особенное расположение полубастионов крепости Еникале (Керчь) давало возможность вести обстрел территории, которая прилегала к стенам по флангам. Дополнительно оборону усиливал ров, он был выкопан с трех сторон крепости, а остальные две надежно «охраняла» прибрежная зона.

На территории крепости были расположены:

  • Пороховые склады.
  • Жилые дома.
  • Арсенал.
  • Казарма.
  • Баня.
  • Водяной резервуар.
  • Мечеть

Гарнизон Еникале (Керчь) состоял примерно из 850 османских и 350 крымско-татарских солдат, однако крепость была рассчитана на 2000 бойцов. Еникале также являлась одной из резиденций турецкого паши.

Однако у крепости был существенный недостаток – нехватка пресной воды. В Еникале находился только один колодец, который не мог обеспечивать питьевой водой всех находящихся в ее стенах. Для того чтобы решить эту серьезнейшую проблему, был проложен подземный керамический водопровод. Он соединял крепость с источником, который находился в нескольких километрах от нее.

Летом в 1771 году, во время Русско-турецкой войны, российские войска вошли в Крым. А 21 июня крепость Еникале (Керчь) была взята русскими солдатами под командованием генерал-майора Борзова без боя.

Гарнизон турок и его командующий Абаза-паша покинули крепость за несколько дней до появления русской армии, несмотря на то, что накануне к ним на кораблях прибыло очень большое подкрепление. Оно состояло из 12 пушечных кораблей, 80 больших лодок, семи огромных галер, на которых прибыли 12 тыс. солдат.

Однако разведка доложила о приближении российского флота, и турками было принято решение отступить. Военные корабли, прибывшие как подкрепление, развернулись и уплыли назад. Гарнизон крепости на торговых судах покинул Еникале. Русские войска, заняв крепость, в качестве трофеев получили большое количество пушек разного калибра, мортиры, дробовики и другое оружие.

В 1774 году, согласно Кючук-Кайнарджийскому договору, город Керчь и крепость Еникале отходили Российской империи. В этих местах стали селиться люди, началось развитие торговли и всего региона в целом. Теперь контроль за Керченским проливом был в руках Российской империи.

К XIX веку крепость утратила свое значение с военной точки зрения, и в 1835 году на территории Еникале в Керчи был развернут военный госпиталь, который проработал 45 лет. После его закрытия крепость окончательно забросили.

В настоящее время крепость Еникале в Керчи является одной из многочисленных городских достопримечательностей. Ей был присвоен статус исторического и архитектурного памятника, а также она была отдана под охрану государства.

Во второй половине XX века был проведен комплекс реставрационных работ, так как время не пощадило крепость, и сегодня она находится в полуразрушенном состоянии. Удовлетворительно сохранились до нашего времени лишь отдельные элементы строения. Это ворота крепости, частично крепостные стены и один полубастион, который находится с прибрежной стороны. На фото крепости Еникале в Керчи видно, насколько постройка пострадала от естественных причин.

По территории укреплений проложен один путь железной дороги, который связывает город с Керченской паромной переправой. Во время движения поезда создается сильная вибрация, которая постепенно разрушает памятник. Введение в эксплуатацию Крымского моста позволит перевести железнодорожный поток туда из Еникале, что благоприятным образом скажется на сохранности укреплений.

Если вы приехали в Керчь и вас, кроме прекрасных пляжей и великолепных вин, интересует еще и история, то следует начать ее изучение с крепости Еникале. Так советуют побывавшие здесь туристы. Добраться до нее не составит особого труда. От Керченского автовокзала до крепости есть два автобусных маршрута: № 1 и № 19. Воспользовавшись одним из этих автобусов, нужно доехать до остановки «Стройгородок». После этого до крепости Еникале придется добираться пешком либо автостопом на попутном транспорте. Адрес крепости Еникале: Керчь, ул. Первая Береговая, на пересечении улиц Репина и Сипягина.

От железнодорожной станции до Еникале можно добраться на автобусе № 24, он довезет вас прямо к крепости. А от порта «Крым» можно добраться до этой достопримечательности, воспользовавшись маршрутным такси № 1. Проще всего до Еникале доехать на такси, в среднем поездка обойдется около 800 рублей.

На фото Еникале (Керчь) выглядит довольно величественно, несмотря на свой почтенный возраст. Но ни видео-, ни фотоматериалы не смогут передать атмосферу этого места. Так говорят в отзывах туристы. Довольно символично, что эта крепость встречает гостей, которые прибывают в Крым с материковой части России.

Это еще раз говорит о том, что крепость Еникале необходимо посетить в первую очередь, чтобы познакомиться с интереснейшей историей полуострова. Только после ее посещения следует отправляться изучать остальные достопримечательности, отдыхать на пляже и дегустировать прекрасные крымские вина.

источник

Это место – одно из многих на древней крымской земле, где находились еще античные поселения. В череде веков менялись владельцы территории, строились, не раз рушились и восстанавливались крепости, проходили войны, менялись границы. А море, горы и ветер были свидетелями этих исторических перипетий.

Фото крепости:

Крепость, которую знают как Ени-Кале, на татарском, арабском и османском звучит по-иному, но во всех случаях означает «Новая крепость». Сейчас это дальние окрестности Керчи. А в VI-VII веке до нашей эры на этом месте были греческие поселения, т.к. уже тогда здесь находилась переправа на Тамань. А до греков тут жили варвары.

А в 14-15 веках нашей эры генуэзцы соорудили здесь первую крепость из развалин древних жилищ. Затем они под натиском турок оставили крымские владения, а те восстановили крепость. Она просуществовала около полутора столетий до того, как была взорвана украинскими и русскими казаками.

Турки были заинтересованы в восстановлении Новой крепости из-за ее стратегического расположения: это «горло» Керченского пролива, и Османская империя благодаря этому могла контролировать и пресекать проход русской флотилии между Черным и Азовским морями. Более трех столетий назад итальянские и французские инженеры воссоздали хорошо защищенную турецкую фортецию, которая занимала территорию в два с половиной гектара.

За крепостными стенами находились склады пороха и вооружения, жилища, запасы питьевой воды, мечеть и баня. В то время Еникале была резиденцией турецкого правителя и располагала тысячным военным гарнизоном.

В ходе Русско-турецкой войны бастион был без боя оставлен гарнизоном, Еникале перешла в составе Крыма России. В начале позапрошлого века крепость перестала быть военным объектом, на ее месте почти полвека располагался военный госпиталь. После его ликвидации, никому не нужные постройки, постепенно разрушались.

Интересно!
Чтобы восполнять дефицит пресной воды строители предусмотрели прокладку керамических труб длиной в несколько километров, соединив крепость с подземным источником.

Природа Керчи и ее округи считается заповедной зоной. В ландшафте сочетаются горы и обширные равнины с невысокими возвышенностями. В городских окрестностях находятся курортные зоны и здравницы, где можно сочетать морские купания с грязевыми лечебными ваннами и фитолелечением местными травами.

Берег Черного моря изобилует обрывистыми скалами и удобными бухточками с чистой водой и песчаными пляжами. Прибрежные дороги не везде благоустроены, встречаются труднодоступные места с отдаленными малолюдными пляжами с нетронутой природой. В таких бухтах мелкое и ровное дно с теплой водой, где можно купаться уже в мае.

Древний крымский город Керчь богат уникальными достопримечательностями. И крепость Еникале – одна из них. Вот перечень некоторых самых интересных:

  • В центре города находится двухсотлетняя Митридатская лестница из почти четырех с половиной сотен ступеней. Она ведет на одноименную легендарную гору и украшена каменными грифонами, являющимися символом Керчи и красующимися на ее гербе.
  • С горы Митридат открывается панорама города и его окрестностей с переправой и морским портом. На вершине раскинулись останки древнего Пантикапея. Здесь тысячи лет назад обитали древние жители.
  • С Митридата в ясные дни хорошо видны два больших зеленых холма с курганами-усыпальницами первых боспорских владык. Царский курган – самый знаменитый в восточном Крыму. Его окружность четверть километра, высота 18 метров, а сооружен он почти два с половиной тысячелетия назад. Это величественное мистическое сооружение поражает воображение.
  • В трех десятках километров от Керчи можно любоваться уникальным природным феноменом – извержением шести десятка грязевых вулканов. Самый большой из них Джау-Тепе (с грязевой сопкой высотой в 60 метров) некогда стал виновником гибели соседнего поселения. Сейчас он спит, но может восстать в любой момент.

До древней крепости Еникале, которая находится в десятке километров от города, можно с автовокзала маршрутным автобусом № 18 или № 24. Последняя идет и от железнодорожного вокзала. Другой вариант – доехать до паромной переправы. Она находится рядом с крепостными стенами.

Важно!
Именно железнодорожная ветка, ведущая к переправе рядом с историческим объектом, приносит наибольший вред крепости из-за постоянной вибрации. Ситуацию улучшит ввод в строй Керченского моста.

GPS Координаты: 45°21’3″N 36°36’14″E Широта/Долгота

источник